Здравствуйте, дорогие Боря, Лариса и Лева! Поздравляю вас с первой годовщиной покорения Зеленого материка.

Боря, извини, что я отвечаю на твое письмо с таким опозданием. Письмо ваше пришло на следующий день после нашего отъезда в деревню, а потом было уже не до писем (почему - потом поймешь). Мы хорошо отдохнули в деревне, хотя и совсем недолго. Я на всякий случай оставил часть отпуска для поездки в Германию (и правильно сделал, как потом оказалось). Не буду расска­зывать о деревенском отдыхе. Мои рыбацкие приключения не стоят внимания после наших поездок по Европе.

Да, "...милый Ваня, я гуляю по Парижу. И все, что вижу, и все, что слышу...". Почти как в той песне, вот только с Эйфелевой башни я не плевал на головы беспечных парижан, да и то потому только, что не было времени на эту башню подняться. Вообще-то, гулял я не только по Парижу, но и по Кельну, и по Ганноверу с Геттингеном, и по Мюнхену, и даже по голландскому Маастрихту, а знакомство с Бельгией ограничилось только наблюдениями из окна туристического автобуса по дороге в Париж, да посещением общественного туалета в придорожном кафе (кстати, надписей на рус­ском языке я там не увидел). Впечатлений огромное количество. Столько событий, поездок и встреч, что запомнить все невозможно. Поэтому я, как в той же песне Высоцкого, писал в блокнотик впе­чатлениям вдогонку, а когда вернулся, сел писать тебе письмо. Пишу его на компьютере, а блокно­тик рядом лежит, а Катя рядом стоит и мешает (редактирует). Боря, извини, что пишу не от руки, но опыт пост американского письма показал, что лучше сразу печатать. Тогда получилось не письмо, а отчет о поездке в Америку, я его все равно потом перепечатал для себя на компьютере. Посмотрим, что сейчас получится. Начну по порядку.

Мы прилетели в Германию в Кельн 11 августа по приглашению нашей хорошей знакомой -Лоис Фишер-Руге. Она американская писательница, долго жила в Китае, объездила почти весь мир. Она давно живет в Германии и уже много лет интересуется Россией, регулярно приезжает в Москву. Лоис написала много книг о своих путешествиях, о жизни людей в разных странах, в том числе и в России. Последние ее книги - о России. Кстати, в последней книге, которую она закончила перед на­шим приездом, есть глава о проблемах российской средней школы, о русских учителях, в частности, о Тане много написано. Ее книги издаются на английском, немецком и русском языках. На Западе они довольно известны.

Лоис организовала благотворительную организацию "От двери к двери" для помощи малоимущим российским семьям. Эта организация находит в Германии спонсоров для помощи конкрет­ным семьям, у них много других интересных благотворительных проектов. Таня уже лет пять помо­гает Лоис, работая как переводчица. Лоис и сама хорошо говорит по-русски. В Москве у нее есть офис. Я иногда помогаю там по компьютерным делам. Теперь Лоис пригласила к себе в Кельн двух женщин, работающих в ее организации в Москве, для встреч со спонсорами, а Таня - при них в качестве переводчика. Ну, а я заплатил за свой билет и пристроился к ним в качестве подсобной рабочей силы. В результате получилось здорово - мы с Таней оказались в Европе и получили возможность путешествовать вместе с Лоис.

Боря, продолжаю писать на своем рабочем компьютере в банке. Постараюсь быть кратким.

Первый день своего пребывания в Кельне я отметил тем, что заблудился. Вечером меня понесло бегать в городской парк рядом с домом Лоис. Я не спросил у нее ни адрес, ни телефон, понадеявшись, что и так найду обратную дорогу. Но парк там огромный, много совершенно одинаковых аллей, по которым бегает много людей (преимущественно женщины), катаются велосипедисты. Я побегал по этим красивым аллеям километров шесть и решил поворачивать обратно. Вот тут-то я и понял, что увлекся и совершенно не помню, куда это "обратно". Я набегал уже километров двадцать. Стемнело. Я пытался спрашивать у прохожих, где выход из парка, но выходов много, а какой мне нужен, я объяснить не мог. Выбежал из парка в город, решил найти полицейский участок и сделать там запрос адреса Лоис по компьютерной системе. Но полицию в этом спокойном и безмятежном городе найти не просто. Наконец, я спросил адрес ближайшего полицейского участка на авто за­правке. До него было километра три по запутанным улочкам. Мне надоело бегать, я зашел в ближай­шее кафе и попросил сидящих там ребят подвезти меня до полицейского участка. Один парень под­вез меня на своей машине. В участке я долго никого не мог найти, наконец, выполз какой-то заспан­ный полис и начал медленно врубаться, что мне от него надо. В результате, как я и надеялся, он на­шел в компьютерной системе адрес Лоис. Меня торжественно доставили на машине домой офицер и девушка в полицейской форме. По дороге офицер прочитал мне лекцию о неразумности моего пове­дения. Я с ним был полностью согласен. Хорошо хоть с английским языком у них все в порядке. Все, к кому я обращался, говорят более-менее свободно. Потом я еще несколько раз уверенно бегал и гонял на велосипеде по этому парку и больше не терялся.

На следующий день Лоис повезла нас на машине в Голландию в Маастрихт (70 км от Кельна). Граница - просто формальность. Проехали, не останавливаясь. Гуляли по старому городу, фото­графировали, ели голландское блюдо - сырую селедку с луком (вкусно), вьетнамские блинчики с мя­сом (остро), пили монастырское пиво (кайф). Вечером вернулись в Кельн, гуляли по городу. Прекрасный субботний вечер, множество открытых кафе (столики прямо на улицах), люди сидят там компаниями, пьют пиво, общаются, отдыхают. Мы ужинали в американском ресторане, тоже сидели на улице, пили американские коктейли и виски.

Боря, я сейчас пишу и понимаю, что могу в какой-то мере передать только гастрономические впечатления, остальное неописуемо, это надо видеть. Надо самому побродить по средневеково­му Кельну и Геттингену, пройти пешком по Елисейским полям Парижа. Даже фотографии - слабая замена живым впечатлениям.

На следующий день дамы были заняты спонсорскими делами, а я поехал в центр Кельна. Конечно, главная достопримечательность - Кельнский собор. Более грандиозной церкви мне видеть не приходилось. Даже парижский Нотр-Дам не произвел после такого впечатления. Потрясает органная музыка, внутреннее пространство, витражи, скульптуры. Свечку я там поставил и за вас, дорогие мои австралы. Гулял по набережной Рейна. Везде выступают уличные артисты.

Так, что у нас там в блокнотике дальше? - 14 августа, средневековый замок Зонц (12 век) недалеко от Кельна. В древних домах замка современный внутренний интерьер, там живут люди. Ветряная мельница, паромная переправа через Рейн, Доминиканский монастырь 11 века, ежевичное дерево возрастом более 1000 лет... Вечер в гостях у наших друзей (тоже спонсоры), ужин во дворе, жарили мясо на камне - здорово!

15-16 августа ездили в Ганновер на встречи со спонсорами. Автобаны от Кельна до Ганновера (ок. 400 км) производят впечатление. Ландшафт гористый, на каждой горе красивый замок. Автобан ровный, без подъемов и спусков, огромные эстакады над реками и оврагами. Действительно, немцы могут гордиться своими дорогами. В них вложен огромный труд, умеют ребята работать. Проехав по их автобанам я понял, что у немцев руки растут не из задницы. Гуляли по Ганноверу. Сад короля Георга в стиле барокко с цветами, фонтанами, скульптурами, маленькими садиками с пальмами и мандаринами, летним театром. Старый город - 12 век. Похоже на Кельн. Вечером - итальянский ресторан (вкусно, уютно, красиво). Заезжали в Геттинген. Опять все похоже. Но это старинный университетский город. Любопытно прочитать надпись на доме, что здесь в студенче­ские годы жил Бисмарк, а рядом академик Гумбольдт, а по соседству другие известные люди. Было много встреч со спонсорами. Таня работала, не покладая рук (точнее, языка). Я молчаливо изобра­жал отца русской демократии и съедал все, чем угощали.

18-20 августа.. Лоис купила нам автобусный тур на четверых, дала денег на рестораны и экскурсии и отправила на штурм Парижа. Это была кульминация нашей поездки! Автобус - двухэтаж­ный, удобный. Гид и шофер - симпатичные ребята, мастера в своем деле. В дороге - 4 часа. Гостини­ца ** в центре Парижа, двухместный номер с телевизором, холодильником, ванной и туалетом. Бы­ли экскурсии по городу, также мы много гуляли сами. Наиболее сильное впечатление от прогулки на речном трамвае по Сене. Старый город открывается с реки совсем по-другому. Как бы попадаешь в XVI век, во времена Людовика и мушкетеров Дюма. Мы прошли с картой и путеводителем почти по всему старому Парижу (там продаются путеводители на русском языке). Люксембургский сад и дво­рец, Монпарнас, Монмартр и собор Сакре-Кер, собор Нотр-Дам, собор Инвалидов, могила Наполео­на, Эйфелева башня, мосты через Сену. Лувр несколько разочаровал - слишком людно. Джоконду не видно за головами, а японцы просто ослепили там все своими фотовспышками. Жара в залах французской живописи. Не знаю, как там Ван Гогу на стенке висеть, а мне воспринимать искусство в такой атмосфере было трудновато. В Лувр надо ходить зимой, а 2,5 часа на весь музей - это мало. Решили, что когда-нибудь обязательно сюда вернемся и посмотрим в спокойной обстановке. Ездили на экскурсию в Версаль (очень красиво, культ Людовика XIV). Китайский ресторан (гадость) - оче­редная гастрономическая веха на нашем славном пути.

Погода в Париже великолепная. Мы получили огромное удовольствие от этой поездки. Приятно, что удалось много походить самим где и как хочется, без экскурсий, без регламента. Мы свободно ориентировались в городе по карте и путеводителю (что-то вроде спортивного ориентирования). Общаться с парижанами немного сложнее, чем с немцами. Английский знают не все. Смеш­но было, когда мы делали заказ экзотических блюд в китайском ресторане. Китайский официант знал только несколько английских слов. На немецкий язык большинство парижан не реагирует принципиально (видимо, боши остались для них оккупантами).

Снова смотрим в блокнотик... 21 августа - целый день принимали спонсоров дома у Лоис. Народу было много, пришлось и мне поупражняться в английском языке, развлекая гостей. Я мыл посуду. В перерывах бегал в парке, катался на велосипеде. Между прочим, велосипедистов в городах Германии очень много. Люди ездят на работу, в гости, по магазинам на велосипедах. Везде на улицах вдоль тротуаров проложены велодорожки красного цвета. На них довольно интенсивное дви­жение. Особенно много велосипедов в Мюнхене. Там очень дорогая парковка, да и парковать маши­ну в центре города негде.

В Мюнхен мы с Таней поехали 23 августа по делам моего банка. Надо было сдать в ремонт в мюнхенскую фирму неисправный дисковод. Так что я еще умудрился совместить отпуск с командировкой. Это было очень кстати, так как появился повод посмотреть Мюнхен, да и командировоч­ные деньги были не лишними. Добирались мы до Мюнхена на поездах типа наших электричек, толь­ко шикарнее. Билеты очень дорогие. На вокзалах при пересадках я бы один точно заблудился, Таня мне тут здорово помогла как переводчик. В Мюнхене мы остановились в квартире у нашей хорошей знакомой, которая недавно уехала из России и вышла замуж за немца. Сделав командировочные де­ла, мы гуляли по городу, смотрели достопримечательности. Южный баварский город несколько от­личается от Кельна и Ганновера. Здесь другая архитектура, люди более шумные. Много грязи, бом­жей, нищих и наркоманов. Соборы, ратуша, дворцы, памятники... Со смотровой площадки FrauenKirche виден весь город. Зашли в спортивный магазин в рыболовную секцию. Это потрясаю­ще. Таня с трудом меня оттуда увела, но я все же успел купить "какую-то гадость" - искусственные приманки twister на судака. В эротический магазин я зашел уже без Тани - она постеснялась. Долго она меня ждала у входа!

25 августа снова были у Лоис в Кельне. Когда грузили коробки с гуманитарной помощью для России, я по ошибке загрузил в грузовик и чужую инвалидную коляску, стоявшую в подъезде рядом с коробками. Потом выяснилось, что это коляска известного правозащитника Льва Копелева, соседа Лоис по этажу. Когда ошибка выяснилась, коляска была уже в аэропорту, но Лоис успела предупредить, и ее вернули. А дедушка Копелев так и не узнал, что его чуть не обидела гуманитарная организация. Снова бродили по старому Кельну. Удивительный город - каждый раз открываем для себя что-то новое, даже Таня, которая знает его хорошо. Магазины - это тоже, наверное, инте­ресно, но я от них устал и совершенно не понимал Танин охотничий азарт, с которым она носилась по этажам супермаркетов.

26 августа Таня ездила на встречу с женщиной, которая читала о ней в книге Лоис. Готовили угощение для очередных гостей-спонсоров. Вечером ходили в испанский ресторан. Ели блюдо "пайяйя", пили "Сангрию". Все это здорово, но уже захотелось домой...

27 августа ездили в гости к Таниным знакомым в пригород Кельна. Гуляли по парку, смотрели, как там ловят рыбу. Забавное зрелище! Это искусственные озера, где можно половить форель. По моим российским рыбацким понятиям это большая лужа, в которой плавает обожравшаяся от прикормки форель и плещется. А вокруг собрались какие-то извращенцы, которые натыкали в эту лужу поплавков больше, чем там форелей, и получают мазохистское удовольствие от отсутствия по­клевок. А стоит это удовольствие более 20 марок за несколько часов. А за пойманную рыбу надо еще платить по весу.

Обедали в немецком ресторане "Охотничий домик"... Нет, хватит, гастрономические эпитеты кончились. Неужели мы в Германию только жрать приезжали?! Поверьте, это не так.

Теперь я могу сопоставить свои впечатления от поездок в Америку и в Европу. Последняя поездка была гораздо интереснее. Теперь я согласен с Таней, когда она говорила, что в Америке не­чего смотреть. Действительно, совсем разная жизнь, быт, различные исторические отрезки прошли эти нации. Мы познакомились со многими замечательными людьми. Хотя и считается, что немцы -холодные скупые люди, мы таких почти не встретили. Возможно, это одностороннее впечатление, поскольку мы встречались в основном с людьми, участвующими в благотворительной деятельности.

Наконец, мы вернулись в Москву - грязную, холодную, дождливую, но свою, родную. Что нового покажет мне Москва? - тяжелейший кризис на рынке межбанковских кредитов, пошла цепочка неплатежей. Большинство мелких и средних коммерческих банков на грани разорения. Я мог вер­нуться из Германии уже безработным. Весь сентябрь в банке был очень напряженным, были боль­шие сокращения сотрудников. Сейчас, вроде, выплываем.

Я с удивлением обнаружил, что уже наступил октябрь, а Катя уже целый месяц учится во втором классе, и вроде бы неплохо. Вот и пришло, наконец, время написать вам письмо. Пишу последние строки на своем банковском мультимедийном компьютере (а ведь компьютер мог уже быть и не моим). Компьютер мне играет с лазерного диска Pink Ployed, а я пью чай с гречишным ме­дом и печатаю письмо в WinWord-e...

СЧАСТЛИВО, ВСЕМ БОЛЬШОЙ ПРИВЕТ.