Marcialonga-2003

Marcialonga-2003

1. Маленькое предисловие

2. Подготовка. На пути в Италию

3. Этап Кубка Мира по биатлону в Антерсельве

4. Накануне гонки

5. Собственно Marcialonga

6. Приключения на обратном пути

7. Смета расходов

8. Некоторые впечатления о полупрофессиональном лыжном спорте

1. Маленькое предисловие

Так получилось, что свои впечатления о «Marcialonga-2003» я пишу с двухгодичным опозданием, в марте 2005 года. Возможно, свежесть впечатлений пропала, а кое-какие подробности забыты, но, лучше поздно, чем никогда. Я описываю всю поездку в целом, надеясь, что мой опыт может кому-нибудь пригодиться.

Впервые слово «Марчелонга» я услышал в феврале 1997 года от Сергея С. Я и несколько других лыжников тогда стояли на финише Ромашковской трассы, наблюдали за гонкой (Сергей проводил очередной этап «Кубка Кунцево»), ели изюм из большого таза и с интересом слушали рассказ Сергея, только что вернувшегося из Италии со знаменитого 70-километрового лыжного марафона из серии марафонов Worldloppet. Сергей рассказывал о таких событиях, которых ни я, ни другие слушатели не только никогда не видели, но о которых в то время даже не слышали и не читали. Горы и солнце, искусственный снег и снежные пушки, звучные итальянские названия (Моэна, Кавалезе, Вига ди Фассо и др.), высочайшего качества лыжные трассы, подготовленные огромными лыжными комбайнами, богатое и разнообразное питание на трассе, великолепная экипировка участников и сервис с красивыми, но плохо знакомыми мне тогда названиями (Fisher и Toko, Morotto и SWIX, Salomon и Rossignol). Стоя на нашей скромной Ромашковской трассе, кое-как укатанной полуживым «Бураном», на стареньких «Карелиях» возле таза с немытым изюмом, рассказ о «Марчелонге» воспринимался как нечто фантастическое, нереальное. Но рядом стоял вполне реальный парень Сергей, и его яркий, образный рассказ уносил меня в иной мир, на знаменитый трёхкилометровый финишный подъём Кавалезе, на котором проверялись на прочность воля и характер многих тысяч лыжников со всего мира. А мне, ничего круче Лысой Горы на Ромашковской трассе тогда не видевшему, даже в голову не могло прийти, что когда-нибудь и я буду штурмовать серпантин этого подъёма. Но впечатления от «Марчелонги» крепко запали тогда мне в память и в душу.

Ещё через год-два я прочёл статью о поездке российских лыжников на «Марчелонгу» в журнале «Лыжные гонки». Рассматривая фотографии в журнале, где лыжники с желтыми номерами едут по залитой солнцем горной долине мимо живописных домиков вдоль красиво уложенных штабелей брёвен, я впервые подумал: «А почему, собственно, я  не могу так же, как и они катить с желтым номером мимо этих самых брёвен?!». И вот, через пять лет, эта мысль воплотилась в реальность! Я не только проехал с жёлтым номером по той самой долине, но даже ощутил, как пахнут те самые брёвна разогретой на солнце смолой!

Но, обо всём по порядку.

2. Подготовка. На пути в Италию

Решение о поездке в Италию было принято осенью 2002 года. К тому времени организаторы «Марчелонги» активно анонсировали юбилейную 30-ю гонку, которая впервые за многие годы должна пройти классическим стилем. У меня уже был опыт участия в подобном марафоне Worldloppet в Чехии. На сей раз я решил организовать поездку сам. Прежде всего я заявился на гонку и оплатил стартовый взнос через интернет (платил с карточки Visa). Вскоре из Италии пришло приглашение на гонку с подтверждением регистрации и указанием стартового номера. Номер я получил неплохой, в конце второй тысячи из пяти тысяч стартующих. Видимо, при выборе номера организаторы учли указанный мной при регистрации прошлогодний результат на марафоне в Чехии. За помощью в оформлении визы я обратился  к Л.В. Легезо. Она же дала мне рекомендации, где поселиться в Италии. Маршрут я спланировал так: туда – самолётом до Мюнхена, далее электричками через Австрию; обратно – опять местными поездами до Милана и самолётом до Москвы. Столь необычный и не самый дешёвый обратный путь был выбран с целью осмотра достопримечательностей Болоньи и Милана. Особенно хотелось увидеть в Милане «Тайную Вечерю» Леонардо и знаменитый собор Duomo. Полную информацию по маршруту и посещаемым городам я легко нашел в интернете, заказал почти все(!) билеты в Городском Центре бронирования и туризма, филиал которого удобно расположен в моём офисе. Девушки из Центра быстро выверили и оптимизировали мой маршрут, вручили билеты и дорожную карту с расписанием пересадок на местных поездах. Цены на билеты оказались весьма невелики, а услуги Центра удивительно дёшевы. Билетами я занимался за несколько дней до предполагаемого отъезда, когда после очередного аврала на работе решил, что всё-таки смогу поехать. В последний момент компанию мне составили Рая З., которая  не рискнула ехать одна и искала попутчиков, и Николай Б. из Пестово. Они были приятно удивлены ценами на купленные мною для них авиабилеты до Мюнхена и обратно (около 7 тыс. руб. по тогдашнему курсу), хотя им расходы на проезд возмещали спонсоры.

Итак, в путь!

Едва не опоздав в пробках на МКАДе, мы с Раей мчимся в Шереметьево и встречаем заждавшегося Николая. В ожидании рейса наблюдаем Кирсана Илюмжинова без охраны, но с красивой девушкой, Григория Явлинского без спутницы, но с большой охраной. В полёте я узнаю от Николая о весьма приятном способе повышения уровня гемоглобина в крови - томатный сок и красное вино в больших количествах - и стараюсь не отставать от мастеров хотя бы в этомJ. Из Мюнхенского аэропорта мы быстро переходим в здание железнодорожного вокзала, где слегка теряемся в обилии указателей, хотя у меня расписание поездов на руках. Пока я сличаю свои распечатки из интернета с реальной местностью, Николай замечает понравившийся ему указатель и, объявив, что он узнаёт эти места, и что мы опаздываем, увлекает нас в железнодорожные дебри. Думаю, со стороны наша компания смотрится забавно: впереди рассекает мощный Николай с огромным лыжным чехлом (судя по весу, у него там помимо лыж помещается то ли задний мост от «Мерседеса», то ли переносная ракетная установкаJ); за ним поспешает миниатюрная Рая с подпрыгивающим на кочках рюкзачком на колёсиках; замыкаю процессию я, тщетно силясь на бегу разобраться в интернетовских распечатках и убедить Николая двигаться не по наитию, а по указателям. Очень по-русски мы вламываемся без билетов в какой-то отходящий поезд и начинаем выяснять у пассажиров, куда он идёт. Ездящие в мюнхенских электричках турки и арабы мой английский не понимают. Студентка мюнхенского университета с Украины успокаивает нас, объяснив, что едем мы в почти правильном направлении, только в объезд, что можем налететь на большой штраф, но, возможно, успеем к инсбрукскому поезду. К счастью, наш баварский рейд завершается благополучно. Через Австрию мы едем спокойно и комфортабельно, любуясь горными пейзажами и беседуя. В течение нескольких часов поезд забирается довольно круто в горы, проезжает красивые перевалы, тоннели, маленькие аккуратные австрийские городки. На одной из станций мы пересаживаемся на итальянский поезд и вскоре пересекаем границу. Оказавшись в Италии, отмечаю, что природа осталась столь же великолепной, но станционные постройки выглядят заметно беднее и грязнее. Мои спутники планируют ехать до Антхольца, где в это время проходит этап Кубка Мира по биатлону, и где Николая ждёт старый друг, ныне известный белорусский биатлонист. Там же располагается питерская команда лыжников, к которой планирует присоединиться Рая для дальнейшей поездки на «Марчелонгу», а потом все они направятся на Чемпионат Мира Мастеров в Австрию. Я решаю не ехать сразу в район «Марчелонги», а составить им компанию, чтобы посмотреть живьём биатлон, благо, до старта остаётся три дня, а Николай обещает помочь с транспортом и ночлегом. Поездами от Мюнхена мы за 3-4 часа добираемся до городка Брунек, где Николая встречают на машине и всех нас довозят до Антхольца.

3. Этап Кубка Мира по биатлону в Антерсельве

Красивый горный район на границе Австрии и Италии, именуемый двуязычно Антхольц-Антерсельва, переполнен биатлонистами и горнолыжниками, а также болельщиками, приехавшими на биатлон. Гостиница, расположенная на высоте около 1600 м над уровнем моря неподалёку от биатлонного стадиона, также переполнена. Ради постоянного нахождения в условиях среднегорья спортсмены готовы терпеть неудобства. Биатлонисты эстонской сборной, например, ночуют в сауне. Я с удивлением обнаруживаю знакомую лыжницу Людмилу Васильевну Г., ночующую в мало комфортабельном автофургончике во дворе гостиницы. Даже такая спокойная и на первый взгляд неазартная (пока не оденет лыжиJ) дама предпочла удобствам возможность дополнительно повысить свои функциональные возможности перед марафоном, просто находясь на высоте, где тренировка организма происходит даже во сне.

Но мне оставаться на «козырной» высоте, похоже, не светит. Николай, встретив своего старого товарища Владимира Д., который выиграл в тот день этап Кубка Мира, на радостях исчезает в недрах гостиницы, где у них уже «накрыта поляна», а я понимаю, что ночлег придётся искать самостоятельно. В местечке Расен неподалёку, но уже на высоте 1300 м, жильё найти гораздо проще. Там достаточно вполне комфортабельных, но недорогих пансионов с завтраком, ужином и сауной.

В дни проведения Кубка Мира на местных дорогах курсируют по расписанию бесплатные автобусы (ski-bus). На одном из них на следующее утро мы с Раей быстро доезжаем до биатлонного стадиона, легко проходим через все огороженные зоны и попадаем в здание, где готовятся команды биатлонистов (в этот день проводится женская эстафета). Мы некоторое время бродим по коридорам мимо раздевалок сборных. Как-то необычно нос к носу сталкиваться со звёздами мирового биатлона. Переодевшись в раздевалке российской сборной, катим через биатлонные трассы на лыжах в горы. С моей спутницей мы легко проходим везде, даже «где нельзя», т.к. у Раи повсюду находятся знакомые, а места эти она знает по предыдущим поездкам и хорошо ориентируется в привычной обстановке больших соревнований, а мои восторги снисходительно сдерживает. Для меня же всё в новинку: не каждый день удаётся переобуваться на одной скамейке с Сергеем Ч., общаться с хмельным от радости победы Владимиром Д. и т.д. А природа(!), лес(!!), горное солнце(!!!), лыжные трассы, проходящие через тоннели в горах!!!!  Высота 2050 м, горный перевал! Шаг в сторону – Австрия, шаг назад – Италия! Только что сияло солнце, и, внезапно, снежный шквал, сдувающий с перевала. Очень кстати на перевале оказывается маленькое кафе, где, пережидая бурю, мы пьём глинтвейн с российскими биатлонистками Галиной К. и Ириной М. Между прочим, биатлонисты иной раз катаются классикой! Впрочем, коньком на перевал залезть мудрено. Спуск по трёхкилометровому серпантину с грузом глинтвейна «на борту» проходит «на ура».

Мы как раз вовремя подкатываем к началу женской эстафеты и уверенно проходим на биатлонный стадион. Нас пропускают почему-то бесплатно, причём в некую тренерскую VIP-зону, хотя многочисленные зрители при входе на трибуны какие-то билеты предъявляют. Впервые я наблюдаю биатлон живьём и убеждаюсь, что телевизионные трансляции со всеми телеудобствами, информативностью и подробными комментариями не дают такой остроты восприятия, ощущения сопричастности к Действию, азарта и эмоционального настроя. Удаётся посмотреть не только гонку с разных точек и стрельбу (в том числе и на огромном мониторе), но и увидеть закулисную часть соревнований, подготовку участников, работу тренеров и судей. Мы яростно болеем за наших, орём до хрипоты и согреваем голосовые связки халявным глинтвейном (раз уж оказались в VIP-зонеJ). В результате наши выигрывают.

На следующее утро мы выезжаем на трёх машинах в Тренто.

4. Накануне гонки

Несколько часов езды по горным дорогам – и мы в Тренто, в городе, возле которого на следующий день будет стартовать «Марчелонга». Мы сразу же направляемся в здание Оргкомитета, где я быстро получаю пакет со стартовым номером, информационными материалами, сувенирами и чипом. Чип закодирован на мой номер, в чём я легко убеждаюсь на специальном считывателе, выводящем регистрационные данные на экран. Накануне гонки в Оргкомитете царит атмосфера праздничного и несуетного ожидания большого События. Собственно, само Действие под названием «Марчелонга» началось уже давно, а меня, едва переварившего впечатления биатлонные, сразу же подхватывает мощный, яркий и радостный поток событий, встреч, переездов, покупок и мелких проблем, именуемый «Марчелонга».

День накануне гонки запомнился не очень отчётливо из-за того, что я плохо переношу езду по горным дорогам. Но к вечеру, после того, как мы прибыли в Вига ди Фассо, разместились в пансионе и пообедали, я почти прихожу в себя. Хотя названный городок удалён от места старта на несколько километров, лыжников там много. Но мы всё же размещаемся благодаря имеющейся у питерской команды невразумительной договорённости, а также имеющейся у меня бутылке водки. Я в Москве договаривался через Л.В. Легезо о размещении в другом городке (к сожалению, забыл название, помню только, что хозяйку пансиона зовут Франческа). Не знаю, как «У Франчески», но в  Вига ди Фассо пансион менее комфортабельный, чем в Антерсельве. В одной маленькой комнатке располагаются четверо: Николай К. с женой, Николай Х. и я, а другая комната, она же столовая и кухня предоставлена Рае. Руководитель команды Владимир В. и питерская лыжница Светлана Ф., а также московские лыжники Леонид Г. и его мама Людмила Васильевна довольствуются ночлегом в старом деревянном сарайчике, в котором сильно воняет то ли нафталином, то ли средством от клопов. Ближе к вечеру мы подъезжаем к месту старта, где трасса проходит по живописной горной долине вдоль ручья и представляет собой плотно укатанную ретраком поверхность с чётко прорезанными тремя рядами лыжни (напомню, гонка проводится классическим стилем). Здесь я впервые вижу в действии огромный многофункциональный ретрак, который на моих глазах за один проход перепахивает и вновь утрамбовывает трассу, нарезает и проплавляет три идеально ровные глянцевые колеи лыжни. Я просто катаюсь, кое-кто ускоряется. Питерский руководитель уверенно откатывает лыжи для Светланы (в том числе, и её личную пару), неизбежно продавливая при этом лыжи, т.к. он примерно в два раза тяжелее, но его это совершенно не смущает. Рая здесь же на трассе встречает давнюю знакомую лыжницу, ныне итальянку, Евгению Б. (та на следующий день финиширует второй). Выясняется, что длину дистанции сократили с 70 до 60 км из-за отсутствия снега, а снег местами будет искусственный.

Вспоминается немного забавный, немного грустный эпизод, характéрный для этой поездки, произошедший вечером накануне гонки. За ужином в общей столовой пансиона обсуждаются варианты смазки «на держание». Мы с Раей, заранее запарафинив лыжи, наблюдаем за консилиумом корифеев смазки (я – благоговейно ловя каждое слово, а она – с лёгкой иронией). Та же тема звучит лейтмотивом и за другими столами. Немцы, выставившие на обеденный стол баночки и тюбики с мазями, кажется, собираются их есть. От отдалённого норвежского стола  ясно доносятся слова «swix», «klister» и т.п. Наиболее колоритной фигурой среди сидящих за столами является руководитель питерской команды. Этот 100-килограммовый мужчина в полном расцвете сил восседает во главе российского стола в фартуке «Rossignol» и лыжных очках «Adidas» на лбу и, пребывая в более возбуждённом состоянии, чем обычно, уверенно извергает на слушателей мощный поток знаний о смазке лыж. Но не у всех присутствующих его речь вызывает священный трепет. «Что он говорит? Послушай, что он несёт?!» - Рая нервно тычет мне локтем в бок. – «И эти люди будут меня мазать?!» (согласно контракту ей и Светлане лыжи готовят тренеры). От соседнего столика подходят немцы со своими мазями, почтительно склоняясь перед корифеем: «bitte?…». Корифей, ещё сильнее хмелея от ощущения собственной значимости, картинно изучает подаваемые мази, некоторые решительно отбрасывая («nein!»), другие смачно одобряя («ja!»). Скромные немецкие любители отходят к своему столу, осчастливленные тем, что авторитетный русский тренер столь быстро и уверенно решил их проблемы со смазкой, да ещё и поговорил с ними по-немецки! «Что он несёт?! Это же грунт! Объясни им!» - Рая делает знаки сидящему недалеко от немцев Леониду. Тот снисходительно улыбается, и деликатно на ухо немцу объясняет, что после грунта желательно положить то-то и то-то из имеющегося у них набора мазей, а мастер сегодня немного утомлён, и не стóит воспринимать его рекомендации как абсолютную истину. Для подготовки лыж мы спускаемся в специально отведённое помещение с игровыми автоматами под столовой. Там уже вовсю дымят утюгами норвежцы. Ожидая в очереди, наблюдаем, как наш командор учит норвежцев мазать лыжи… Я думаю, с таким же успехом можно учить рыбу плаватьJ. Предводитель питерской команды, намазавший Светлане только пол-лыжи, с увлечением излагает на языке мимики и жестов особенности использования «Black Magic» на искусственном снегу в условиях среднегорья. Норвежцы улыбаются, кивают и продолжают готовить лыжи. Речь предводителя продолжается долго, но Рая, собрав весь накопившийся сарказм, громко осведомляется, входят ли теперь норвежцы в нашу команду. Затем она с тоской смотрит, как босс импровизирует над колодкой её лыж и терзает меня риторическим вопросом: «Посмотри, что он делает? Как я завтра на ЭТОМ поеду?!». Я предлагаю не страдать попусту, а, пока есть время, вместе намазать мои лыжи так, как она бы сделала себе сама.

Рецепт следующий. На жёсткий старый снег в смеси с искусственным при температуре -7ºC с ожиданием потепления до 0ºC, на солнечную погоду, но с учётом, что половина трассы будет в тени, кладём: грунт - синий и зелёный SWIX вперемежку под утюг, остужаю, потом Раин любимый Super (растираю рукой) и замораживаю. Далее Start 0..-3ºC в 2-3 слоя. В заключении (новинка, испытываю на себе первым!) порошок Briko под колодку(!) отдельными кристаллами на морозе втираю рукой, чтобы мазь не подмерзала, не пачкалась и не сходила. Да, чуть не забыл, парафин – SWIX LF6. Сразу скажу, что лыжи у меня работали отлично! Ну, может, вначале немного тупили.

Ночь перед гонкой сплю плохо. Хитрая отопительная система, располагающаяся где-то над потолком, время от времени издаёт звуки барабанящего по крыше дождя. Мне снится один и тот же кошмар: погода изменилась, пошёл дождь, и надо срочно всех будить, перемазывать лыжи. Я вскакиваю на постели, ударяясь головой об потолок (сплю на 2-м ярусе), и возвращаюсь в реальность тихой, ясной и морозной итальянской ночи.

5. Собственно Marcialonga

Резкий крик «Подъём!» долетает до меня сквозь толстое покрывало сновидений, хотя мне кажется, что так и не заснул. Состояние совсем не бодрое, да ещё голова туманная от парафиновых паров и ночёвки в душной комнате. С трудом заставляю себя съесть предложенные на завтрак мюсли и булочку с кофе. Едем на машинах к месту старта. Пасмурный с утра питерский командор торопит, надо успеть занять лучшую стартовую позицию для Светланы, хотя она и так стартует из группы лидеров. Раю заявили не в лидерскую, а в стартующую следом 1-ю общую группу. Это сделано в расчёте на выигрыш 1 тысячи евро для первой пришедшей на финиш женщины, стартовавшей из общих групп. Мы договариваемся о встрече на финише, желаем друг другу удачи и расходимся по своим стартовым группам: Светлана – в лидерскую, Людмила Васильевна и Рая – в 1-ю, Леонид – во 2-ю, а я – в 4-ю. Всего в «Марчелонге» участвуют 5 тысяч человек, которые стартуют группами по 500 человек с интервалом в 10 минут.

Захожу в отсек для участников с номерами 1501-2000, раздеваюсь. Прошу соседа-немца меня сфотографировать. Тот охотно это делает и живо реагирует на наклейку с российским флагом на моём номере: «О, Россия, Красногорск! Чемпионат Мира Мастеров 2005 года! Я буду там!». «До встречи в Красногорске! Удачи!» - отвечаю, а сам впервые думаю о своём возможном участии в ЧММ-2005. Вон, немец-то уже на 2 года вперёд спланировал! Где-то впереди взлетает ракета, и под гул голосов стартует группа лидеров. Мне практически ничего не видно из своего отсека. Я знаю, что сразу за лидерами отправляется в путь группа «сеньоров» - заслуженных ветеранов Worldloppet. Там же организаторы предусмотрели места тем, кто участвовал в первой «Марчелонге» 30 лет назад. Близится время моего старта. Чип – на ногу, вещи – в мешок! В плотной толпе одногруппников с лыжами в руках выхожу из загончика на предстартовый участок трассы. Азарт захлёстывает разум. Выбегаю куда-то вперёд на свободное место, где можно одеть лыжи. Свист датчика предупреждает, что я уже пересёк линию старта, а, значит, моё чистое время пошло! Торопливо надеваю лыжи и, на ходу застёгивая темляки, устремляюсь в путь. Всего лишь три ниточки лыжни уходят со старта, но этого достаточно, чтобы никто никому не мешал. Браво, «Марчелонга»! Групповые старты и начало отсчёта чистого времени при пересечении каждым участником линии старта по чипу – вот образцовое решение проблемы большого масстарта!

С первых же метров иду в свою силу. Лыжи держат «мёртво», но и катят вроде бы неплохо. Первые километра три иду только одновременным ходом, легко закатывая в маленькие горки. Впереди – городок Моэна. В объезд? Нет, прямо по улицам! Влетаем в узкую извилистую улочку со старинными 2-3-этажными домами. Трасса – от стены до стены, снег – искусственный(?) – не могу определить. Крики болельщиков и звуки музыки из раскрытых окон! Лыжи – летят! Идём плотно, но скорость высокая. Спуски, повороты, новые улицы. Лица стоящих вплотную зрителей сливаются в сплошную полосу. Легко прохожу около 10 км. Городок с названием Каназеи. Опять мчимся по улицам! Потом вновь едем по долине по другому берегу ручья, теперь уже обратно. Солнце поднимается выше и начинает пригревать. В потоке лыжников появляются разрывы. На равнине стараюсь держаться за «паровозиками», на маленьких горочках пытаюсь обгонять. Очень непривычный рельеф! Короткие крутые подъёмы, почти «торчки»; длинные, очень пологие спуски, на которых большинство лыжников активно работают. С непривычки трудно удержаться. На подъёмчиках скорость резко падает, все заезжают легко и расслабленно, но обогнать я успеваю очень немногих. И вновь длинный пологий уклон, почти равнина. Отсидеться не получается, т.к. тут же накатывают те, кого только что обогнал. Приходится принимать новые правила игры: работать на спусках, «отдыхать» на подъёмах, хотя второе делаю лишь иногда.

Меня догоняют лыжники из следующей, 5-й группы. Я догоняю людей из предыдущих групп и «сеньоров». Вот и Людмила Васильевна. Что-то плохо у неё лыжи работают! Но держится она бодро.

Снова проезжаем посёлки. Зрители выходят к трассе с флажками, стартовыми протоколами, плакатиками с именами знакомых. Я, наконец, различаю слово, которое они кричат: «брави!». Вот на пригорке (у своего дома, наверное) - женщина с мальчиком машут итальянскими флажками: «Брави, брави!». Заодно мальчик изучает национальные флаги по наклейкам на номерах участников. Женщина смотрит на мой номер: «Руссиа!». Пацан машет флажком: «Руссиа! Брави, Руссиа!». Приятно… После гонки Рая рассказывала, что в начале каравана, где она ехала, зрители смотрели в стартовые протоколы и выкрикивали имена подъезжающих гонщиков. Кто-то даже умудрился правильно назвать её сложную фамилию!

Примерно полдистанции пройдено. Проезжаю по лыжным трассам Валь ди Фиемми, где проходили гонки Чемпионатов мира. Здесь же на склонах гор располагаются трамплины. Трасса местами становится вязкой, особенно в населённых пунктах. Пункты питания встречаются периодически, но я только пью на ходу какой-то напиток, ничего не ем. А там есть, что поестьJ! Хоть и не присматриваюсь, но вижу что выбор большой. Народ там останавливается надолго.

А вот и наиболее интересный участок трассы. Лыжня выходит на довольно высокий бугор, а с него спускается к речке. Спуск сложный, с поворотом и выкатом на узкий мостик. Этот участок следует проходить «плугом», по одному. Причём, если не впишешься в раскатанный до глянца поворот, рискуешь влететь в ограду из ивняка на мостике, где легко могут застрять лыжи. Там уже какой-то бедолага воткнулся лыжами и перегородил проход, перед ним ещё несколько человек лежат. Перед спуском стоит здоровенный дядя за 120 кг весом, явно не лыжник, в полицейской форме, который «фильтрует» участников гонки, пропуская вниз по одному. И каждого берет за плечи и в глаза заглядывает: «Мутный? – Постой, парень, подыши, уйми дрожь в коленях». Думаю, никто ему не приказывал это делать (после директор «Марчелонги» выразил особую благодарность добровольцам из местной полиции). Просто человек пришёл помогать организаторам марафона, чтобы наилучшим образом использовать свои профессиональные навыки и физические возможности. Пришёл в свободное от дежурства время, потому, что рядом ЕГО дом, ЕГО улица, по которой идёт ЕГО гонка, потому, что это ЕГО город, ЕГО страна, в конце концов. Представляю, что бы здесь творилось, если бы в этом месте не находился этот самый человек! Было бы, как на каком-нибудь российском марафоне, а впечатление от гонки у нескольких сотен человек оказалось бы испорчено.

Я, наверное, отвлёкся, но уж сразу скажу о наболевшем. На чём (на ком) во многом основывается успех проведения марафонов Worldloppet? Я думаю, на волонтёрах. Множество добровольцев, в основном, местных жителей, задолго до гонки обращаются в оргкомитет с предложением помощи. А организаторы планируют работы по подготовке и проведению марафона с учётом этого мощного ресурса. Я видел множество добровольцев и на «Марчелонге», и через год на «Vasaloppet», да и в Чехии они были. Не стану огульно хаять наши российские соревнования, я просто очень хочу, чтобы по уровню организации они стремились к лучшим европейским образцам, к тому высокому уровню, на котором совсем недавно прошёл ЧММ-2005 в Красногорске. Ведь можем же, когда делаем с пониманием, любовью и ответственностью, а деньги идут по назначению! Не претендуя на лавры пророка, я рискну утверждать, что через 5-7 лет нам будет казаться странным, как можно ехать марафон «Лыжня России» без чипа. И ещё я убеждён в максимальной эффективности добровольцев и энтузиастов, на которых держатся массовые гонки. Уверен, что никакие деньги, спонсоры, рекламные и PR-акции, бодрые духовые оркестры и принудительно согнанные солдаты не заменят конкретного дедка, который не просто пришёл праздно поглазеть на гонку, а, заранее подумав, захватил из дома лопату и кидает снежок на подтаявшую трассу, где проездили лыжами до земли.

Меж тем гонка продолжается. Местами трасса подтаивает, и волонтёры подкидывают снег под лыжи. Мимоходом наблюдаю за работой снежной пушки, которая установлена на поляне возле трассы. Снег фонтанами выбрасывается на поляну, откуда его ящиками переносят на трассу. Отметка 55 км. На припекающем горном солнышке начинает таять не только снег, но и силы. Но я помню, что самое трудное ещё впереди – тот самый трёхкилометровый финишный подъем к городу Кавалезе. Подъём, к которому готовился, на который настраивался, для которого берёг силы, но которого боюсь. Впервые останавливаюсь на пункте питания и помимо напитка беру пакетик геля Enervit, апробированного ещё в Чехии. По-прежнему еду в долине на высоте 800 м, но чуть медленнее. Отметка 57 км. Неужели сейчас придётся лезть на высоту более 1000 м?! Закрадывается подлая мыслишка – а, может, финишный подъём убрали из-за отсутствия снега? Но нет, указатель «поворот налево» и горный серпантин. Поднимаю голову: высоко на вершине, на фоне синего неба - здания Кавалезе. Ну что же, вот теперь начинаю работать!

Южный склон сильно подтаял, лыжи отдают. Укорачиваю шаг, стараюсь делать толчок мощнее, насколько позволяют оставшиеся силы. На серпантине стоят зрители, чем выше, тем больше. Сразу нагоняю группу, которая от меня уехала перед подъёмом. Откуда-то берутся дополнительные силы. Лыжи уже не держат совсем, поэтому, презрев правильную технику, забыв всё, чему учила Рая, перехожу на откровенный бег, но пока не ёлочкой. Разбрызгивая снежную жижу, как в ластах, с топотом и шлёпаньем,  проношусь вдоль колонны офигевших от такой борзости лыжников. Изо всех сил стараюсь бежать на параллельных лыжах. Народ вокруг уже вяло бредёт ёлочкой. Некоторые останавливаются прямо на трассе, обессилено повиснув на палках. Время от времени слышу, как за мной организуется погоня. Некоторые лыжники под ободряющие крики зрителей тянутся за «паровозиком», пытаясь использовать мой способ передвижения. Но, надолго их не хватает. А у меня-то хватит сил продолжать эту сумасшедшую беготню?! В ушах шумит, в глазах темнеет, в голове крутятся слова песни «…мы рубим ступени, ни шагу назад, и от напряженья колени дрожат…». На поворотах серпантина меня уже заметно качает. Зрители стоят плотной стеной вдоль трассы. Как бы издалека доносятся крики «брави!». Нет, я не сбавлю! Обгонять, ещё, ещё! На подъёме обошёл, наверное, уже человек 50, а меня – ни один! Вроде бы, склон уже не так крут? Поднимаю голову – центральная улица Кавалезе! До финиша 200 метров! Впереди лишь один лыжник, а дальше – свободный финишный коридор! Под грохот оркестра, крики зрителей, мелькание флажков и голос ведущего из громкоговорителя обхожу последнего лыжника и изо всех сил лечу на финиш, пытаясь ехать правильным одновременным одношажным ходом. Не дай Бог, за мной пристроился такой же ненормальный, который захочет выиграть в финишном створе! Но нет, влетаю в финишную рамку один. Неужели, всё? Всё! Я это сделал!

Одуревший и счастливый, я ещё какое-то время наблюдаю финиш. Каждого участника, заканчивающего гонку коротко, но темпераментно представляет комментатор. Наверное, и меня представляли, но я не слышал. Делаю небольшую заминку, машу руками-ногами, растягиваюсь. Спускаюсь по лесенке с моста, или эстакады, где был финиш, забираю свой мешок с вешалки на стеллаже (эта система знакома мне ещё по Чехии), прошу соседа-немца меня сфотографировать (почему-то мне всё время немцы попадаютсяJ), переодеваюсь. Очень кстати рядом располагаются столы с угощениями. Беру упаковку с горячими спагетти, чай, воду, фрукты. Встречаю Людмилу Васильевну, Раю. Они не очень довольны гонкой, у обеих были проблемы со смазкой. Оказалось, что Людмиле Васильевне вообще забыли(?!) намазать лыжи, и она ехала на грунте, а как готовили лыжи Светлане (3-я среди женщин) и Рае (9-я), я уже упоминал. Мой результат (1024-й со временем 3:39), думаю, можно было улучшить минуты на 3-4, но уж слишком я себя поберёг вначале, опасаясь гор.

Тут же после финиша возвращаю в Оргкомитет чип, а мне возвращают несколько евро. За небольшую плату получаю персональный памятный диплом. Возвращаемся в Оргкомитет, чтобы узнать порядок получения призов. Выясняется, что Рая остаётся без денежного приза, только с подарками от спонсоров (предводитель не уловил одно маленькое дополнительное условие – приз давался первой итальянке, так что, Рая зря тратила время и силы на обгоны). У Светланы призовые довольно скромные – 600 евро, и также призы от спонсоров, а деньги, по словам шефа, можно получить только безналичным переводом. Я не могу помочь Светлане, т.к. у меня нет счёта в заграничном банке, а переводить призовые на счёт босса она резонно опасается. Неприятно всё это наблюдать. Печальная новость: двое умерших на гонке. Здесь же в холле молодой итальянец плачет.

Финиш гонки продолжается. Организаторы будут ждать последнего участника дотемна и сопровождать его (или её), освещая лыжню фарами снегохода. В сумерках гуляем по городу, греемся глинтвейном. Но мне пора уезжать. Успеваю заехать в пансион, наскоро помыться и перекусить. Пока Леонид подвозит меня к ближайшей станции электрички, наблюдаем красивейший фейерверк в горах в честь завершения «Марчелонги». Торопливо прощаемся. Леонид с мамой и Рая спешат в Австрию на ЧММ вдогонку за неугомонным питерским предводителем. Я, честно говоря, испытываю некоторое облегчение после расставания с полупрофессионалами. А моим спутникам ещё две недели предстоит с ними общаться.

6. Приключения на обратном пути

Туристическая часть моей программы «Тренто-Болонья-Милан» начинается неудачно – я теряю дебетовую карточку Visa.

В здании вокзальчика железнодорожной станции Ора, куда меня провожает Леонид, в этот воскресный вечер пусто. Только один лыжник дремлет в углу. Я, как честный парень, хочу купить билет до Тренто, начиная с которого у меня весь обратный путь уже оплачен. Касса закрыта. Есть только билетный автомат, но ни у меня, ни у Леонида нет мелочи. Я в недоумении рассматриваю три итальянские надписи и две кнопки на автомате. Опаздывающий Леонид предлагает расплатиться карточкой и торопит – давай карточку, мол, я знаю, как надо, вот тут написано: засовывать сюда, чипом кверху. И засовывает… «Стой! Каким чипом?! У меня же карточка без чипа!» Поздно, ни туда, ни обратно, блин. Слово «блин» - лучшее, что мы в течение следующих пяти минут произносим, но изощрённый русский мат не действует на тупой итальянский автомат. Я с нежностью гляжу на Лёню. С его эпической фамилией только автоматы кормить чужими карточками! А у меня там - зарплата неснятая, и аванс уже кинули! Да ещё неслабая заначка от жены! В выходной день администрации на станции нет, карточку я, пожалуй, не заблокирую, я даже телефон банка не помню! Мобильник тоже не работает, я перед поездкой ещё не знал, что в МТС надо писать заявку на международный роуминг. Ну, что же делать, сам виноват! Будет впредь наука. Лишние деньги с карточки перед поездками следует на депозит переводить. И не надо свой электронный кошелёк в чужие руки отдавать. Договариваемся с Леонидом, что он подъедет сюда через день-два забрать карточку, а я завтра предупрежу администрацию вышестоящей организации в Милане о своей оплошности. На этом мирно расстаёмся.

Подсаживаюсь к парню с лыжами, спрашиваю: «С Марчелонги?» - «С Марчелонги.» - «Видел эту комедию с карточкой?» - «Видел, сожалею». Разговорились. Джованни – римский юрист, работает на «Эрикссоне». Тренируется, в основном, по выходным, для чего ездит из Рима на автобусе в горы 2 часа. На «Марчелонге» уже не в первый раз, главная задача – доехать. По его виду понятно, что парень «доехал», отдав все силы. Про свой результат он скромно умалчивает, но из разговора я запомнил его номер (4001), посмотрел потом в протоколе – действительно, скромно, 6 часов ехал. Садимся в поезд, по пути болтаем о лыжах, о работе. Ему бы поспать, т.к. завтра утром на работу, а тут я со своими вопросами про Милан. Он подсказывает, что знает, по моей интернетовской схеме Милана, но, увы, говорит, картинная галерея на ремонте, «Тайную Вечерю» я не увижу. Ближе к полуночи подъезжаем к Болонье. У меня здесь пересадка, а Джованни едет дальше.

У меня есть пара часов на осмотр Болоньи. Правда, ночное время – не лучшее для экскурсий. Этот старинный университетский город открывается мне с несколько неожиданной стороны. Направляюсь к камере хранения, расположенной в переходе под железнодорожными путями. Делаю несколько шагов и спотыкаюсь о спальный мешок. Под стеллажами камеры хранения - лежбище бомжей. Это оказывается для меня несколько неожиданно, т.к. при приближении не чувствуется характерный запах (моют их там, что ли?), Европа всё-такиJ.  Оставлять вещи в камере хранения я не решаюсь. Выхожу на платформу. Ещё одна знакомая картина: алкаш с разбитой рожей, в разодранной до пупа рубахе; полицейские тут же его шмонают и пишут протокол. Ну, здравствуй, Болонья, город учёных и поэтов!

Уточнив по расписанию время и место остановки моего поезда, без особого удовольствия иду гулять по привокзальным окрестностям с тяжеленным рюкзаком «совейского» образца и чехлом с лыжными палками. Хорошо, хоть, без лыж, я их Рае оставил. Возвращаюсь в просторное и промёрзшее здание вокзала, наблюдаю за немногочисленной публикой. Но, оказывается, не я один наблюдаю. Парень без багажа с мягкими кошачьими движениями и быстрым оценивающим взглядом медленно обходит помещение и усаживается на наблюдательный пункт - турникет у кассы. Полицейские, разбиравшиеся с алкашом, сгоняют его, но парень делает круг и возвращается через другой вход. Невольно прижимаю свой рюкзак ногами плотнее к стенке. Блюстители порядка забирают у парня документы и уводят, но на сцене появляется новый персонаж – совершенно обдолбанный рокер с разбитыми в кровь кулаками и агрессией в мутном взоре. Публика прячет глаза, я тоже скрываюсь за распечаткой из дважды прочитанных текстов с anekdot.ru/. Полиция трудится, не покладая рук. Через вокзал бредёт бабка с авоськой, в плаще из болоньи и галошах на босу ногу, что-то громко выкрикивая в пространство. Вокзальный вор опять сидит на турникете… Люди, где я?!!!

Пассажиры ведут себя как-то странно: надолго останавливаются перед электронным табло. Я тоже изучаю: вот светится строчка о миланском поезде. А почему погасло время прибытия и отхода?! И что это гнусавым голосом неразборчиво вещает громкоговоритель? «Моя» строчка на табло гаснет. В третий раз о чём-то свистит и гнусавит динамик, но из всего потока неразборчивых итальянских слов я улавливаю лишь одно. Это слово «Milano». Меня, уставшего после гонки, голодного и промёрзшего насквозь, эта новость уже не шокирует. Всё логично, одно к одному: карточку потерял, в бомжатник попал, поезд отменили… Чёрная полоса пошла. Тупо делаю то же, что и другие пассажиры: ищу в расписании следующий поезд на Милан. Так, нормально, уже под утро… Ещё часа полтора скитаний по платформе, и у меня начинают звенеть промёрзшие внутренние и наружные органы. Совершенно остекленевший, лезу в душный и тёмный вагон, размазывая проводника рюкзаком по стенке: «Вот мой билет. Где мой поезд – не знаю. Знаю только, что, если не уеду на вашем поезде, то опоздаю на самолёт» – «Проходите…» - «Куда можно сесть?» - «А вот это уже не мои проблемы». Остаток ночи провожу на откидном сидении в проходе рядом с такими же бедолагами. При попытке пассажира пройти – встаю, при потере контроля над собой – падаю.

Миланский железнодорожный вокзал поразил своей солидностью и грандиозными размерами. Удивительно, что после такой ночи я ещё могу удивляться. С трудом отыскиваю офис службы, отвечающей за билетные автоматы. Закрыто. Жду. Открыли. Сидит в униформе, похожий на хомяка, поперёк себя шире, жуёт пиццу. Излагаю проблему. Жуёт, таращится. Спрашиваю, чем он может помочь. Дожевав, отвечает: мол, те, кто понимают по-английски – в информационном центре на другой стороне вокзала, во-о-о-н туда тебе надо идти! «А тебе, хомяк, знаешь, куда надо идти?!» - Отвечаю по-русски, уже не в силах сдерживаться, но иду, куда послали. Отстоял в очереди в справочную. Нахожу мужика, говорящего по-английски. Быстро вникают, с трудом дозваниваются на станцию, предупреждают про Лёню. Ну, а теперь, в оставшееся время – Милан!

Гуляю по городу, сверяясь со схемой. Прекрасное солнечное утро, в воздухе чувствуется весна, в душе, несмотря ни на что – ощущение простора и полёта. От Милана осталось впечатление богатства, спокойствия, чистоты, устойчивого финансового благосостояния. Здания не новы, но ухожены и весьма респектабельны. Прикидываю, что до собора Duomo мне не добраться. Для правильного восприятия архитектуры и искусства неплохо бы предварительно поспать часиков двадцать. Решаю не искать на свою голову новых приключений, как бы на самолёт не опоздать, да и ноги уже не держат. Погуляв немного, сажусь в метро и качу в направлении аэропорта Malpenza. После довольно затрапезного миланского метро пересаживаюсь в шикарный поезд-экспресс «Malpenza» (два этажа, удобные сиденья, хороший обзор города) и с большим запасом времени прибываю в аэропорт. Мне приходилось видеть аэропорты в крупных городах Европы и Америки, но «Мальпенза» показался мне одним из лучших. Встречаю российских лыжников, также возвращающихся с «Марчелонги».

Вот, пожалуй, и всё. Похоже, чёрная полоса неприятностей преодолена. Благополучно приземляюсь в Шереметьево, сразу же звоню знакомому программисту в банк, чтобы быстрее заблокировали картсчёт. Деньги целы. Шлю Леониду сообщение, чтобы не возился с потерянной карточкой.

«Марчелонга» остаётся в памяти большим, ярким и в целом приятным воспоминанием. Мой стартовый номер и диплом «Marcialonga-2003» висят на стенке в подвале лыжной секции ДЮСШ-93 на стадионе «Медик» рядом с такими же номерами и дипломами за 2002 и 2003 годы, которые привезла наш замечательный тренер Рая. А через два с лишним года появляются вот эти «непутёвые записки».


 

7. Смета расходов

Привожу смету своих расходов на поездку, которую нашёл в компьютере, если кому-то это интересно. Были ещё кое-какие расходы на сувениры, еду и транспорт.

Авиабилеты Москва–Мюнхен/Милан-Москва, руб.

11 360,00

Оплачено в Москве

Билеты ж-д Тренто–Болонья-Милан, руб.

1 012,42

Стартовый взнос на "Марчелонгу", евро

50,00

Билеты ж-д Мюнхен-Брунек, евро

19,60

Оплачено за границей

 

11,20

 

7,50

Пансион в Расене, 2 сут., евро

86,00

Пансион в Вига ди Фассо, 1 сут., евро

25,00

Всего, евро

199,30

 

Всего, перевод евро в руб.

6 799,26

Курс евро на 23.01.2003

34,12

Итого, руб.

19 171,68

8. Некоторые впечатления о полупрофессиональном лыжном спорте

Я перечитал написанное выше и решил, что не буду добавлять в этот раздел ничего конкретного, как планировал вначале. Достаточно того немногого, о чём уже написал. Более того, убрал в тексте фамилии. Посвященные поймут, о ком шла речь, а выставлять персоналии на всеобщее обозрение я счёл излишним. Действительно, люди, профессионально занимающиеся лыжами, приезжали в Италию на работу, зарабатывать деньги. Я же, любитель и праздный зевака, приехав отдыхать и деньги тратить, несколько дней находился рядом и был случайным наблюдателем рабочего процесса, «обратной стороны спортивной жизни». Вероятно, моё присутствие напрягало лыжных боссов и, смею надеяться, хоть немного сдерживало их произвол, хотя я не лез в их дела. Представляю, как бы реагировал я, если бы какой-нибудь идиот явился ко мне в офис, несколько дней слонялся рядом, глазея, как я работаю (хорошо бы ещё не лез с дурацкими советами), а потом бы опубликовал всё в подробностях, да ещё с указанием фамилий.

После поездки в Италию я сделал вывод, что любителю лучше ездить в лыжные путешествия с любителями.

 

 

Александр Гаврилов

 

Март 2005 года



Hosted by uCoz