Здравствуйте, дорогие Боря, Лариса, Лева, Миша!

 

            Пишу под впечатлениями о поездке на Vasaloppet.

 

            Итак, о поездке. Всё прошло удачно, я очень доволен, что достойно выдержал это испытание, и теперь чувствую себя, как студент, сдавший последний экзамен.

            Поездка в Швецию была организована людьми, которые специализируются на выездах на этапы Worldloppet. Это лыжница Любовь Легезо с мужем (она на первом фото, провожает нас в дорогу). От меня требовалось только отдать деньги и документы для виз. Об остальном, казалось бы, можно было не беспокоиться. Выехали мы 2 марта из Москвы на автомобиле. Экипаж состоял из 6 человек, включая меня и водителя, который не участвовал в гонке. Автомобиль – «Мерседес» минивэн, очень шустрый и удобный. Лыжники возрастом от 25 до 69 лет, двое москвичей, двое из подмосковной Яхромы и один из Смоленской области. Компания подобралась неплохая, все довольно сильно «ушиблены лыжами». Мы всю дорогу туда и обратно травили лыжные байки, особенно старший лыжник, Сергей Сергеевич, отличался своими забавными и интересными историями.

 

            Мы часов за 9 доехали до Петербурга, не останавливаясь, промчались мимо всех его достопримечательностей, включая Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Сенатскую площадь с бронзовым Петром, Дворцовую площадь, и, не удосужившись взять штурмом Зимний дворец, направились в Выборг. Там мы проехали вокруг старинной и мрачноватой выборгской крепости, когда-то бывшей грозным северным форпостом России. Переночевав в машине в приграничной зоне, наш экипаж быстро и без проблем ночью пересек финскую границу. При этом водитель из соображений экономии благополучно провез две 40-литровые канистры контрабандной солярки. Сразу же после пересечения границы на дороге исчезли ухабы, а также полностью пропал гололед. Очевидно, мы въехали в иную климатическую зону.

 

День 3 марта ехали по Финляндии. Погода в Скандинавии действительно отличалась от российской в лучшую сторону. Было солнечно, легкий мороз. Впечатлений от Финляндии немного. Красивые ровные дороги, местами прорубленные в скалистых горных хребтах, транспаранты на дорогах на финском и русском языках, табло с указанием температуры воздуха на солнце и в тени. Мы проезжали хвойные леса, аккуратные, но скромные хутора и лесосеки, дровяные склады и цеха деревообработки, бесчисленные озера и реки, на льду которых я не видел ни одного рыбака (!). Видимо, финским селянам, в отличие от российских, есть, чем заняться помимо рыбалки в будние дни. Впрочем, изредка у дорог встречались люди, бегавшие трусцой. В российской провинции такой экзотики не встретишь, у нас аналогичный контингент в деревнях занимается другим видом спорта, а лучших его представителей, заправленных самогоном по самые уши, можно отыскать лишь в придорожных канавах. Впрочем, того, как умеют напиваться финны, коснусь при описании путешествия на пароме. Время от времени в пути попадались небольшие, уютные придорожные кафе и магазинчики при авто заправках. В одном кафе мы перекусили и пожелали заодно воспользоваться бесплатным туалетом. Туалет, однако, оказался платным, и, в назидание бессовестным финнам, на сугробе у заднего двора кафе были оставлены российские метки. Увы, я тоже поддался соблазну оставить свой след на финской земле. Вышедшая на крыльцо хозяйка с опозданием объясняла нам вслед, что туалет не здесь, но мы с каменными лицами глухонемых уже садились в машину. Было стыдно за Россию в целом и за себя в частности.

 

Турку, аккуратный, чистый, современный европейский город, мы осмотрели за несколько часов, не обнаружив каких-либо достопримечательностей или памятников старины, за исключением одной крепости. Стоит отметить лишь посещение спортивного магазина, где я купил с большой скидкой ленту с мазью для лыж (интересная новинка!), и турецкого кебаб-кафе, в котором всего за 5 евро меня угостили очень вкусным, но чудовищным по величине мясным блюдом. После этого я обналичил в банкомате евро, и мы двинулись к побережью Финского залива, где продолжили путь на пароме.

 

Поездка на пароме впечатляет. Это вам не форсирование речки Малая Вонючка в предместьях какого-нибудь российского Усть-Пиздюйска. Это ПАРОМ - один из фирменных знаков современной Скандинавии. Первое впечатление - колоссальное. Ждем на причале, когда подойдет паром. Говорят – вот он! Но взгляд упирается в какую-то белую стену, а никакого парома не видно. И, только, запрокинув голову, видишь, что над тобой нависает белая десятипалубная громадина. Невольно возникает не слишком удачная аналогия с «Титаником». Автомашины въезжают прямо на грузовую палубу через носовые ворота, а пассажиры выходят из автомобилей, поднимаются на лифтах на пассажирские палубы и расходятся по своим каютам (номерам?), согласно выданным перед въездом билетам. Движение парома почти не ощутимо, если не смотреть в окна, где в сумерках видны огни удаляющегося финского берега. Возможно, обладающим развитым воображением пассажирам нижних палуб, расположенных ниже ватерлинии, может показаться неприятным, что за стеной у них ледяная вода, а где-то над головой плавают льдины и бьются о борта. Паром без малейших усилий крошит и подминает льдины, которыми сплошь забит Финский залив, причем без малейшего ущерба для себя (в отличие от своего неудачливого предка, не совладавшего с айсбергом) и совершенно незаметно и неслышно для пассажиров. Паром изнутри похож на хороший отель. На пароме работает множество магазинов, кафе, ресторанов, игровых залов. Есть детские игровые комнаты. Вечером – бесплатные концертные программы, конкурс красавиц, позже – эротическое шоу. Забавно смотреть, как обычно вальяжные и сытые финны, не знакомые с прелестями совкового дефицита, суетливо сметают товары в супермаркетах, где цены существенно ниже, чем на берегу, особенно, на спиртное. Пьют финны на пароме много и жадно, как измученные жаждой путники, выбравшиеся из пустыни. Есть определенная категория так называемых «палубных пассажиров», которые берут дешевые билеты на паром без мест в каютах. У меня сложилось впечатление, что этим людям важнее просто оттянуться в паромном раю, чем куда-то доехать из Финляндии в Швецию. Они всю ночь, пока паром движется к берегам Швеции, сидят в кафе, едят, пьют пиво, тратят время и деньги за игровыми автоматами, заводят знакомства и вообще отрываются по полной программе. Утром перед завтраком в кафе я с трудом узнавал встреченных вечером людей. Например, некий персонаж, вечером благопристойно сидевший в кафе, утром лунатически бродил по палубам в расстегнутых штанах (не из-за эксгибиционистких наклонностей, я полагаю, у него просто живот перестал умещаться в штаны), босиком (ботинки он, похоже, потерял, либо ему так больше нравилось) и выкрикивал в пространство нечто нечленораздельное. Было видно, что человеку хорошо, и день он прожил не зря. И таких экземпляров я насчитал утром множество. Мы вечером лишь слегка оттянулись пивком, но до свинячьего визга не напивались, помня, что самогонка (ой, нет, сама гонка) впереди.

 

Утром 4 марта наш «Мерседес» десантировался на шведский берег и взял курс на город Мора. Шведская провинция показалась более обжитой, чем финская. Больше заметны признаки промышленного производства. Однако, стиль построек и придорожных заведений в этих странах похож. Только дома сменили окраску – с некрашеных на темно-красные. Мора – это город, где финиширует гонка. Там нам было заказано жилье в частном доме. Первое впечатление от Моры – шведский фольклорный персонаж – красный конь (hästarna). Его огромная деревянная фигура встречает при въезде в город, во всех лавочках продаются деревянные брелки коня, та же символика на кружках, тарелках, одежде. В центре города у главной церкви – финиш лыжной трассы. Там же оргкомитет гонки, магазины, лыжный сервис и, конечно, памятник королю Васе (это его фамилия в дательном падеже). Весь город живет этим главным в году событием под названием Vasaloppet. Фигура короля Густава Васы, в шляпе на лыжах с шестом – символ гонки – на всех товарах, продаваемых в оргкомитете, и только там. Видимо, это охраняемый товарный знак.

 

 

Не помню, рассказывал ли я историю этой гонки. Рискну повториться. В XVI веке Швеция находилась под властью датских завоевателей. И вот однажды, кажется, в 1516-м году, один местный бандюк по имени Густав Васа решил, с большого бодуна, наверное, немного побороться за независимость в контролируемых его ребятами областях. Легенда гласит, что борец за национальное освобождение Густав Васа совершил лыжный переход между городами Сален и Мора, сзывая под свои знамена соратников по борьбе за независимость. Собрав войско, обратил он датчан в бегство, а благодарный народ избрал своего освободителя королем. И правил король Васа долго и мудро на радость освобожденным шведам. Впрочем, я подозреваю, что красивые легенды по большей части пишутся составителями путеводителей для туристов. На самом деле, похоже, этот Васа со своими бандюками так надоел датчанам, что они шуганули его из Салена, и придали ему такое ускорение, что драпал он от датских стражников аж 90 км до самой Моры, забыв и про своих сообщников, и про идею национального освобождения. А в городе Мора народ отнесся к нему с пониманием и сочувствием, справедливо рассудив, что свои, шведские бандюки лучше, чем иностранные, ну, и попросили они датчан восвояси.

Но, что бы там ни было в темном средневековье, теперь есть замечательная гонка, которая проводилась в этом году уже в 80-й раз. Для лыжника-любителя успешное преодоление этой дистанции – мечта и, пожалуй, главная вершина, а для лыжной элиты победа в ней – вопрос престижа и хороших призов, но это очень непростая задача. Многие звезды мирового лыжного спорта у мужчин в разные годы пытались выиграть Vasaloppet, но мало кому это удавалось. Из россиян это сделал Иван Гаранин, выигравший один раз в 70-е годы прошлого века. В этом году первый из россиян был лишь 138-м, судя по протоколу. У женщин звездам лыжного спорта это удавалось чаще. Например, в позапрошлом году выиграла олимпийская чемпионка Светлана Нагейкина, на чьих лыжах мы с Катей сейчас катаемся, а 17-й была чемпионка СССР Рауфа Загидулина, которая тренировала Катю на лыжной секции.

 

В Море мы поселились в частном доме у фрау Эдит, одинокой пожилой женщины. Общался с ней я, как единственный англо-плохо-говорящий из нашей группы. Фрау Эдит объяснялась по-английски еще хуже меня. По-видимому, раньше фрау Эдит не принимала постояльцев-лыжников, а тут нагрянули шестеро мужиков из неизвестной, страшной России. Хозяйка держалась скованно и заметно побаивалась. К нашему приезду в ее комнате на полу лежал огромный черный дог. Она объясняла, что сосед оставляет его, уходя на работу (однако, сосед, как я заметил, сидел в дальней комнате «на всякий случай»). Во избежание «всяких случаев» я подарил фрау Эдит купленную в Москве красивую бутыль клюквенной настойки, приготовленной по русским народным рецептам. После этого взаимопонимание немного улучшилось, а дог с соседом  через некоторое время исчезли. Нам были приготовлены 3 комнаты в полуподвальном этаже дома. Были предоставлены душ, туалет, посуда, возможность на кухне готовить еду. Однако первым делом я обратился к хозяйке с вопросом, где готовить лыжи. Оказалось, что она весьма далека от этих проблем, хотя ее муж бегал Vasaloppet, но он давно умер, а она то ли забыла, то ли не вникала в таинство подготовки лыж. Кроме того, у хозяйки астма, поэтому парафинить лыжи в доме она не разрешила. Был предложен холодный гараж. Когда я огласил этот приговор нашей команде, ребята загрустили. Они все опытные лыжники и знают, что при температуре в гараже –10°С нормально запарафинить лыжи нельзя. Мы решили, что как-нибудь решим этот вопрос позже, благо, до гонки оставалось еще три дня.

 

Наша компания как-то сразу разделилась на две части. Ребята из Яхромы (Саша и Володя) в одной комнате, водитель (Наиль) рядом с ними, а мы с Сергеем Сергеевичем и еще одним Сашей из Смоленской области в другой комнате. Разместившись, мы сразу же взяли лыжи и пошли к центру города к лыжной трассе. Идти приходилось примерно 4 км. Выходишь на центральную пешеходную улицу, вроде московского Старого Арбата, и, пройдя ее до конца, упираешься прямо в огороженную лыжную трассу, по которой можно проехать в одну сторону метров 200 до финиша, либо в другую сторону, хоть все 90 км до старта. Мы, естественно, легких путей не искали. Трасса в отличном состоянии, очень красивая (хотя и не столь живописная как в чешских и итальянских горах), погода солнечная, морозная, лыжи катят очень хорошо и в результате – настроение прекрасное. В первый день мы втроём далеко не заезжали, удалились от финиша только на 10 км и вернулись обратно. На главной улице встретили многочисленную чешскую лыжную делегацию, маршировавшую с флагами и музыкой. Россиян на гонку приехало мало, судя по стартовому протоколу, всего человек 15, включая нас пятерых. Остальных гонщиков из России мы не видели.

5 марта мы с Сашей потренировались более объемно. Доехали до очень красивого места на трассе – горы Хогсберг, сфотографировались там и вернулись обратно. Лыжи катили отлично, настроение и состояние было боевое. Я даже немного поускорялся, отрабатывая финиш. Мы легко накрутили 43 км – почти полдистанции, после чего нисколько не устали и ощутили некую уверенность (а может, самоуверенность) в послезавтрашнем дне – дне гонки. Удивил в очередной раз Сергей Сергеевич, проехавший на тренировке еще больше, чем мы с Сашей – 50 км. Можно позавидовать жизненной энергии и духу авантюризма этого молодого 69-летнего гонщика (он увлекся лыжными марафонами всего 4 года назад). Несмотря на небольшой стаж, он уже стал Мастером Worldloppet, для чего требуется пробежать 10 разных гонок, причем на разных континентах. Его история о покорении Америки и Канады заслуживает отдельного рассказа. Но, не буду отвлекаться.

 

Вечером 5 марта состоялось торжественное открытие гонки. Прошло факельное шествие, дети на лыжах везли флаги стран-участниц (был и российский флаг). Выступали рок-группы и шведская поп-звезда. Веселый и, кажется, не очень трезвый директор гонки со своеобразным шведским юмором объявил Vasaloppet-2004 открытой, повторив это на нескольких языках. На русском он начал речь хорошо и просто: «Дорогие друзья…», но на этом его мысль остановилась. Затем он представил победительницу конкурса местных красавиц, которая по традиции этой гонки в национальном костюме встречает на финише победителя, одевает ему на шею лавровый венок и целует. На праздник открытия были приглашены победители прошлых гонок, в основном, шведы. Выступал один швед, который выигрывал Vasaloppet 6 раз. Знаменитый чемпион Торгни Могрен, тоже сумевший однажды победить, пел со сцены довольно красиво. По освещенной масляными плошками трассе катался на древних лыжах высоченный бородатый Густав Васа и любезно соглашался сфотографироваться со всеми желающими, в том числе и с нами.

 

Накануне гонки 6 марта мы отдыхали. Гуляли по городу, покупали сувениры, зашли в оргкомитет гонки. Я без проблем перерегистрировал свой стартовый номер 16573 на другую, более выигрышную стартовую позицию. Мне зачли результаты гонок в Чехии и в Италии, по специальным таблицам пересчитали рейтинг и поставили на нагрудном номере штамп с цифрой «3», что давало мне право входить в 3-й стартовый квадрат и стартовать в 3-й тысяче участников вместо 16-й тысячи. Я тем самым отыграл как минимум минут 40 еще до начала гонки. В этот же день проводилась «маленькая Vasaloppet» на половинной дистанции. Участников и зрителей было много. Мы смотрели финиш. Все происходило как на «большой Vasaloppet».

 

Перехожу к наиболее драматической части своего повествования о покорении Швеции – к истории о подготовке лыж. Как я уже упомянул, нормальных условий (теплого проветриваемого помещения с электрической розеткой и устойчивым столом для установки лыжного станка) в доме у фрау Эдит не нашлось. Жилье нам подбиралось через местное туристическое бюро. В бюро прекрасно знали, что мы не просто туристы, а лыжники со своими специфическими запросами. Тем не менее, сотрудники турбюро не проверили наличие условий для подготовки лыж в предложенном доме, хотя еще в Москве им было заплачено за жилье более чем достаточно для таких скромных условий – из расчета 33 евро в день на человека. Ребята говорили, что в других поездках условия были лучше, да и я в двух предыдущих поездках с такими проблемами не сталкивался.

Тщетно надеясь на русский «авось», мы за три предыдущих дня так и не удосужились найти решение лыжной проблемы. Младший из нас, Володя, бегал в сервис-центр, расположенный возле оргкомитета, где можно отдать лыжи на подготовку фирмачам-специалистам. Однако там были огромные очереди, сервис-мены не справлялись, и лыжи готовили совсем молодые девчонки, к квалификации которых мы отнеслись с недоверием. Ребята из Яхромы втихаря стали готовить лыжи в теплой кладовке возле нашей комнаты, включив для конспирации находящийся там же душ. Саша из Смоленска предложил готовить лыжи в комнате, «на руках», без станка, открыв форточку и застелив пол газетой. Я, как истинный джентльмен и старый астматик, категорически против этого возражал и предлагал воспользоваться холодным гаражом (я тогда еще не до конца понимал, насколько это неправильно для лыж). Один лишь умудренный Сергей Сергеевич был спокоен как удав и посмеивался над нашими страданиями в свои пышные моржовые усы. Он привез из Москвы две пары заранее подготовленных лыж. На тренировочной паре он эти дни катался, а боевую пару, подготовленную на универсальные погодные условия, берег на гонку. При этом он, конечно, жертвовал хорошим скольжением, но зато избегал предстартовой возни с лыжами. Саша из Смоленска объявил, что в гробу он видал такие условия, а также хозяйку с ее астмой, и за свои 33 евро начинает парафинить лыжи прямо в комнате. Но не успел он свою угрозу воплотить в действие, как фрау Эдит учуяла парафиновую вонь, распространяемую яхромскими подпольщиками, и явилась к нам с обыском под предлогом того, что ей вдруг понадобилась картошка из кладовки. Оказалось, что ребята из Яхромы не только прокоптили кладовку, но и запачкали пол расплавленным парафином и графитом. Разразился небольшой международный скандал, в котором роль англо-говорящего козла отпущения досталась мне. Решение фрау Эдит было кратко и категорично; «Забирайте свои лыжи и идите в Мору». Короче, послала. Дальше были переговоры по телефону с турбюро. Они, чувствуя себя виноватыми, пытались найти помещение по-соседству, но не нашли; вызвались искать варианты аренды помещения по всей Море – но я отказался, т.к. время было уже позднее, пора спать, а лыжи не готовы. Я уже не мог оставить лыжи, как есть, поскольку натер их графитом, после чего надо обязательно делать все последующие операции. Фрау Эдит, чувствуя свою вину, опять разрешила занять гараж, помогала определиться с погодой на завтра.

Погода не радовала. На завтра прогнозировалось резкое потепление. Я смотрел прогноз в телевизионных новостях (хозяйка специально пригласила смотреть). Готовить лыжи на мороз или тепло – не понятно. Я сориентировался на тепло, рассчитывая, что в ходе гонки наступит потепление, а бежать мне по моим оценкам, более 6 часов. Итак, в холодном гараже, при плохом освещении, на качающейся полочке мы пристроили станок, подставив в качестве подпорок щетку и лопату (которые все время падали), и намазывали парафин непонятно на какую погоду. Парафин на холоде не впитывался в пластик лыжи, а при снятии не сходил стружкой, как положено, а скалывался, поэтому приходилось подогревать утюгом (что тоже неправильно). Хозяйка, сопереживая процессу, притащила электрообогреватель, похожий на сплющенный самогонный аппарат и такой же старый, как она сама. После его подключения теплее не стало, но зато выбило пробки в гараже и частично в доме. Пришлось мне разбираться с электрикой, руководствуясь схемой на шведском языке. Разобрался. Кое-как доделал лыжи. Измученный и одуревший от парафиновых паров, уснул за полночь.

 

Утренний подъем в 4 часа утра проспали минут на 30. Толком не поев, схватили лыжи, погрузились в машину и помчались по темным улочкам к городу Сален, что в 90 км от Моры. Спросили дорогу у полицейского, он показал в противоположную сторону (похоже, так отреагировал на лыжные куртки цветов российской сборной, в которую были одеты яхромцы). Заблудились. Заехали на велосипедную дорожку в какие-то лесные дебри. Вернулись назад, хотели убить полицейского, но он благоразумно убрался. Нашли правильное направление. Помчались. Уперлись в автомобильную пробку километра за три до старта. Долго двигались в пробке (пешком быстрее). Добрались до автостоянки. До старта - 500 метров и 40 минут. Выгрузились, побежали.

 

Старт - в красивой долине, обрамленной лесистыми холмами, кажется, на льду озера. Предполагаю, что это было грандиозное зрелище – 20 тысяч человек, аккуратно построившихся квадратами в этой длинной и довольно широкой долине. Я на бегу отметил, что по композиции это напоминает батальное полотно, изображающее сцену начала сражения средневекового войска (похоже, немецкие рыцари на льду Чудского озера). Но мне было не до композиций и не до аналогий. Мне необходимо было успеть занять место на старте, переодеться и намазать лыжи мазью на держание, что делается обычно в последнюю очередь, особенно с учетом меняющейся погоды. Положение усугублялось возникшим в предстартовой суете непреодолимым желанием ненадолго уединиться. Минут 20 я стоял в очереди к туалетным кабинкам (коих было множество, но желающих оказалось существенно больше), одновременно пытаясь намазать лыжи, что на морозе в суете и толкотне не очень-то получалось. Не переодетый и не «домазанный», но зато облегченный, я ворвался в свой стартовый загон, где давно уже стояла и мерзла в лыжнях моя третья тысяча лыжников, и не было ни одного свободного места. Лыжники на Vasaloppet с раннего утра или даже с вечера занимают хорошие места на заранее прорезанных лыжнях в своих стартовых квадратах, оставляя лыжи или дежурных (я читал об этом еще давно). До старта - минут 15. Понимая, что деваться больше некуда, я пробежал вдоль ограды ближе к началу квадрата и встал не на лыжню, а прямо на дорожку у ограды. С невероятной скоростью я начал переодеваться прямо там, разбрасывая вокруг себя штаны, носки, перчатки, ботинки и прочие предметы лыжной экипировки. За этим бесплатным стриптизом с явным интересом наблюдала вся третья тысяча лыжников и многочисленные болельщики, стоящие за оградой. Заканчивая первое отделение импровизированного шоу, я перекинул заранее выданный мне номерной мешок с одеждой через ограду, где уже валялись другие такие же мешки (их потом увезли на финиш). Когда же минут за 7 до старта я начал мазать лыжи и пытаться растереть застывающую на сильном морозе мазь, публика, мягко говоря, офигела. Минуты за три до старта я наконец-то одел лыжи. Наблюдающая за моими конвульсиями изумленная публика облегченно вздохнула, но рано - “show must go on”, как говорится. Я натянул одну перчатку… и с ужасом осознал, что другая перчатка осталась в мешке, и теперь мне предстоит 90 км толкаться голой рукой в жестком темляке, да еще на морозе. Только не это! Кричу какому-то болельщику: «Мужик! Передай вон тот большой мешок, быстро! Спасибо!». Развязал мешок. Нашел перчатку. Завязал мешок. Швырнул мешок в публику. Надел перчатку. Обнаружил, что к перчатке прилип запасной носок. Засунул носок в подсумок. Застегнул темляки на палках. Готов! Зрители, чье внимание я привлек, уже просто писали кипятком, но мне было не до них. Через несколько секунд дали старт…

 

 Пришлось пропустить почти всю тысячу гонщиков, чтобы встать в лыжню. Поехал. Первая мысль: «Что это?!», как реакция на очень плохое скольжение. Лыжи просто «стояли». На первых пяти километрах это не мешало, даже удобнее было идти шагом без палок в длинный стартовый подъем. Шли медленно и плотно, локоть к локтю, подняв палки и наступая друг другу на лыжи, но корректно. На открытке с прошлогодней гонки видно, как 20 тысяч лыжников втягиваются в не очень широкую лесную просеку. Это сравнимо с картиной, как стадо верблюдов пытается одновременно пролезть в игольное ушко. Здесь главное сохранить в целости лыжи и палки. Падать не желательно – затопчут. Отметку три километра я прошел за 17:30, это лучше, чем я ожидал. К пятому километру гонка растянулась, и появилась возможность ехать в полную силу. Тогда и выяснилось, что по скольжению я проигрываю всем. Лучше бы вообще не готовил накануне лыжи! Только хуже сделал. Чтобы удержаться в общем потоке, мне приходилось изо всех сил толкаться, тогда как другие гонщики расслабленно «накатывали» на меня. К восьмому километру я уже так натолкался, что начали «отваливаться» руки. К двенадцатому километру ноги стали как ватные. Я понял, что, если буду и дальше пытаться ехать в общем потоке, то у меня просто не хватит сил. Пришлось уйти на крайнюю лыжню и сбавить скорость.

Меня обгоняли все, кому не лень. Но, надеясь на прогнозировавшееся потепление, я думал: «Ну, погодите, вот сейчас отпустит, и я вам покажу скольжение…». Но, к сожалению, всё никак не «отпускало», т.е. не теплело, а лыжи всё так же «стояли». Так что «показывали» пока только мне, причем, понятно, какое именно место показывает обходящий тебя на спуске в низкой стойке гонщик. Обидно. Так прошло 20 км, 30 км, половина гонки, а я по-прежнему откатывался на все более худшие позиции по ходу гонки и удрученно созерцал чужие задницы.

 

Первую половину гонки я шел чуть дольше трех часов. Можно было надеяться на результат порядка 6:30, что ненамного хуже прогноза, но без шансов на медаль. Меня обошли человек пятьсот. Солнце уже пригревало ощутимо, но мороз держался. Лыжня заглянцевалась, и снег, увы, не таял. Лыжи у всех поехали лучше,  а я по-прежнему проигрывал равнину и спуски. К моему сожалению, подъемов, где я немного отыгрывался, было мало. Но настроение улучшилось. Пусть медленно, но все-таки я еду по этой знаменитой трассе. Меня не завалили на старте и не поломали палки. Рядом едут люди со всего мира, в основном, мужики (с белыми номерами) - здоровенные шведы и высокие норвежцы, круто экипированные немцы и итальянцы; немногочисленные и очень технично идущие элегантные женщины (с желтыми номерами); заслуженные ветераны – «сеньоры» (с красными номерами). А где-то далеко впереди элита уже, наверное, начинает финишные разборки.

 

Гонка идет по красивейшим местам через залитые солнцем поля, хвойные леса, проходит мимо поселков, пересекает красивые мостики через речки, проносится по длинным пологим спускам. По всей дистанции стоят зрители, которые приветствуют гонщиков, машут флагами (в основном, шведскими и норвежскими). Через каждые километров 15 пункты питания, где на ходу подают в стаканчиках фирменный черничный кисель, энергетические напитки, минеральную воду. При желании можно остановиться и поесть более существенно, чего я не делал, опасаясь за свой слабый желудок. Можно даже полежать, отдохнуть. На сервисных пунктах могут бесплатно перемазать лыжи. Мне это не требовалось, т.к. положенная кое-как перед стартом мазь держала неплохо, а шел я по большей части бесшажным ходом, «на руках». На пунктах  питания располагаются контрольные отметки, на которых данные с чипов, закрепленных на ноге каждого гонщика, считываются и поступают в центральный компьютер. Считыватель издает характерный звук, который сливается в непрерывный звон, поскольку гонщики всю дистанцию идут сплошным потоком. Прилагаю свой график прохождения гонки по контрольным отметкам: время, позиция, средняя скорость на отрезке. Эти данные, а также пробные фотографии нашей компании я взял в интернете. Фото каждого гонщика делают незадолго до финиша гонки. Пробные фото можно посмотреть в интернете и при желании заказать в бумажном или электронном виде.

 

 

К 55-му километру солнце наконец-то начало плавить лыжню, и мои лыжи поехали! Прогноз погоды оправдался, но, к сожалению, с сильной задержкой. Ехать мне стало легче, я приободрился и начал отыгрывать упущенное, несмотря на накопившуюся усталость. На спусках и равнине я уже немного выигрывал, а на подъемы влетал и обходил многих уставших лыжников, «как стоячих». На второй половине гонки я успел обыграть около семисот человек. В том числе обогнал я и обоих своих тезок – яхромского и смоленского, хотя оба они стартовали во втором квадрате и имели ощутимое стартовое преимущество. Даже другого яхромца – Володю – я почти догнал, нас на финише разделило секунд 20, а он стартовал из первого квадрата и с самого начала шел без помех, в свою силу. Сергей Сергеевич, стартовавший из 6-го квадрата, спокойно доехал за 7:40, что просто прекрасно для его возраста. Он улучшил свой прошлогодний результат.

Финишировал я довольный и не сильно утомленный со временем 5:46. Оказалось, что до полуторного норматива от победителя мне не хватило всего трех минут. Если бы мои лыжи хорошо поехали раньше, хотя бы со второй половины гонки, то я наверняка бы получил памятную медаль, которую давали всем, уложившимся в полуторный норматив. Победил известный норвежский гонщик Андреас Окланд. Его фото с лавровым венком, надетом шведской красавицей, публиковалось в шведских газетах на следующий день. Были опубликованы и протоколы гонки. Где-то в третьей тысяче там есть и моя фамилия (кажется, 2740-й).

 

На финише меня наградили фирменной «васалоппетовской» бейсболкой. Лыжи я сдал в камеру хранения, без труда нашел свой мешок с одеждой, деньгами, документами и фотоаппаратом (ничего не пропало). Я переоделся, купил в оргкомитете памятный диплом, отметил свой паспорт Worldloppet и, следуя указателю со шведским словом “mata”, направился в столовую. Там был приготовлен обильный шведский стол для участников гонки. Угощали вкусно, разнообразно и бесплатно. Пива – хоть залейся. За столом мы обменивались со шведами впечатлениями о гонке. Шведские лыжники – ребята простые и английского языка не понимают. Объяснялись жестами: “Vasaloppet – во!” (большой палец вверх). Наевшийся, напившийся  и счастливый, я еще некоторое время смотрел финиш. Люди непрерывно шли и шли на финиш под приветственные крики многочисленных зрителей. Многих встречали друзья и родные, приветствовали их. Некоторые из встречающих покупали лавровые венки (как у победителя, только маленькие)  и одевали перед финишем своим гонщикам. Финиш закрыли на 13-м часу гонки после прихода последнего участника, которому позволено было дойти до конца. Слишком медлительных гонщиков, не успевавших проходить контрольные отметки за нормативное время, снимали с дистанции и везли на финиш на автобусах.

 

Я, конечно, не смотрел финиш до конца и вернулся домой. Там мы делились впечатлениями от гонки. Некоторое разочарование было только из-за неправильной подготовки лыж. От плохих условий подготовки лыж и поздно начавшегося потепления пострадала вся наша компания, за исключением Сергея Сергеевича. У него лыжи работали хорошо на протяжении всей гонки. Он вернулся позже всех, съев, кажется, все что «на халяву» давали в столовой, не переодевшись, захватил свой аппарат «Рикта» и тут же убежал обратно на финиш рекламировать это чудо техники. Нам бы столько жизненных сил в 69 лет!

 

Я побеседовал о гонке с хозяйкой, показал диплом и распечатку своего прохождения дистанции. Фрау Эдит посочувствовала плохому скольжению, в котором она отчасти была виновата. Потом мы разговорились о своих семьях, она показывала фотографии. Забавно, как она на своем плохом английском пыталась рассказать мне, с трудом понимающему ее английский, о бывшей когда-то у них собаке овчарке, чей портрет, дипломы и номерной медальон висели на стене. Она довольно легко объяснила, что собака была натренирована отслеживать перемещения волков в лесах по трассе Vasaloppet с радиомаяком. Лет 10 назад волков, по ее словам было много, они даже на людей нападали, и их отстреливали. Сложнее всего ей оказалось объяснить не про радиомаяк, а про волка. Слова «волк» она не знала, показывала жестами, потом листала энциклопедию животных, показала фото лисицы и сказала, что вот этот зверь, но не совсем, наконец, нашла фото волка. Прощались мы с хозяйкой дружески. Она приглашала меня приезжать еще, дала адрес, предлагала более выгодные условия проживания с оплатой напрямую ей, минуя турбюро. Я из вежливости не отказался, однако осведомился об условиях подготовки лыж (опять в гараже?!). Фрау Эдит дипломатично ушла от ответа на этот вопрос.

 

Утром 8 марта мы уезжали из Моры. Кстати, расскажу про поздравления к 8 марта. Мне предстояло поздравлять своих девчонок из Швеции, поэтому пришлось прибегнуть к нетрадиционным методам вручения подарков. Таня еще давно прозрачно намекала, что неплохо бы им получить в подарок сканер. Перед отъездом в Швецию я подготовил следующую схему поздравления. Накануне 8 марта они обнаруживают появившееся на экране компьютера поздравление с указанием, что подарок лежит под компьютером. Действительно, под компьютером мои девчонки находят маленькую коробочку конфет. Не успев почувствовать разочарование, они обнаруживают на коробочке записку, что это всего лишь подарок номер один, а подарок номер два лежит в кладовке. Ну, конечно, это сканер! - думают они… и ошибаются. В кладовке приготовлена трехлитровая бутыль хорошего молдавского вина. Не успев не только осознать глубину моего коварства, но даже допить вино, они находят возле бутыли другую записку, где сказано, что подарок номер три следует искать в комнате дедушки Вити. С вновь вспыхнувшей надеждой мои кладоискательницы устремляются туда и с восторженными криками выволакивают из коробки долгожданный сканер. Когда я поздравлял их по телефону, сканер был успешно подключен, а вино почти допито. В общем, все остались довольны.

 

Но вернусь к своим «непутевым заметкам». Утром 8 марта мы выехали из Моры в Стокгольм, откуда вечером того же дня отходил паром. На осмотр города было отведено часа четыре. Мы не спеша проехали до центра, оставили машину и разошлись осматривать город. Я с Сашей и Сергеем Сергеевичем пошли осматривать достопримечательности. Сергей Сергеевич выступил нашим гидом, поскольку был в Стокгольме после прошлогодней гонки. Город расположен на 14-ти островах, соединенных красивыми мостами. Современный город красив, но не более того. Чувствуется некоторая холодность, богатство и рационализм. Старый город интересен своей архитектурой, но и в нем ощущаются те же черты.

Королевский дворец, Ратуша, многочисленные церкви и памятники произвели не очень яркое впечатление. Королевский дворец – огромное безликое здание, похожее на  крепость. Несколько оживляет картину лишь национальный флаг и фигуры караульных гвардейцев у входа. Вокруг дворца едва заметны следы лыжной трассы, по которой незадолго до нашего приезда проводился звездный спринт. Тогда норвежцы вчистую переиграли хозяев трассы, которым «родные стены» дворца не помогли. В городе множество мелких магазинчиков и сувенирных лавочек, в которых помимо обычных товаров продаются фигурки шведских королей (среди них и наш знакомый Васа, но не в лыжной экипировке, а в военной), шлемы викингов, декоративное оружие. В большие магазины мы не заходили, поскольку не у всех из нас было достаточно денег, а некоторым это было просто не интересно.

 

Вечером 8 марта мы погрузились на паром. С этого момента наш обратный путь стал настолько точно напоминать путь туда, что это походило на просмотр кино в обратном порядке. Несколько нарушил этот строгий обратный видеоряд лишь веселый ужин на пароме. Мы с Сергеем Сергеевичем решили наверстать упущенное в прошлый раз и совершили опустошительный набег на шведский стол под лозунгом: «Один раз живем, все надо попробовать». А напробовались мы так хорошо, что нам едва не стало плохо. Особенно понравилась семга - соленая, моченая, копченая и еще-не-помню-какая. А вот красное вино не пошло, вследствие чего за третьим бокалом я уже шел коленками назад, и сильно мешала внезапно начавшаяся на пароме бортовая качка. В общем, посидели и пообщались мы очень душевно, но не переступали при этом рамок светской беседы двух истинных джентльменов и зеркала не били.

 

Ранним утром 10 марта мы благополучно вернулись в Москву и, довольные поездкой и друг другом, попрощались до новых гонок и разъехались по домам.

 

Резюмирую вышеизложенное.  Я сделал то, о чем мечтал где-то в глубине подсознания уже давно. А пришел я к реально поставленной цели на третий год, сделав два предварительных шага по гонкам Worldloppet в Чехии в 2002-м и в Италии в 2003 году. Я смог достойно проехать, невзирая на мною же самим созданные проблемы со скольжением лыж, несмотря на крайне неудачный лыжный сезон, в котором я много болел, и у меня не было ни одной успешной гонки, кроме этой. Летом и осенью я вообще готов был распрощаться с идеей поехать на Vasaloppet в связи с заболеванием сердца. Тогда речь шла о возможной операции на сердце, а 90-километровая гонка представлялась просто безумием. Возможно, физически я был  лучше готов год или два назад, но не был готов психологически. Сейчас я ощущаю себя победителем и знаю, что могу выдержать довольно серьезные испытания. В нашем лыжном подвале я прибил на стену свой стартовый номер с Vasaloppet на заранее облюбованное место, как раз под таким же номером нашего тренера Рауфы, которая очень здорово прошла эту гонку на два года раньше меня. На протяжении всего этого лыжного сезона, возвращаясь в подвал после очередной тренировки и отдыхая в своей излюбленной позе (ноги на столе, кружка с чаем в руке), я поглядывал на пустое место на стене, где будет висеть мой номер с Vasaloppet. Теперь он там висит! Я нашел свое стихотворение годичной давности «Баллада о вечной тридцадке» (помнишь, Боря, я тебе его показывал). Я перечитал его и поменял одну строчку, касающуюся Vasaloppet: вместо «пройду» поставил «прошел». Ну, а что же дальше? Пока не придумал. Но, наверное, ещё найду на свою голову приключения. Меня не оставляет идея добраться до Австралии и пробежать этап Worldloppet, в последнее воскресенье августа, не очень далеко от вашего дома. Но в каком году это случится, пока не знаю, денег мало. Но я это обязательно сделаю, Боря. Ты же смог выбраться в Москву на Новый год из Мельбурна, а я не хочу от тебя отставать.

 

Мои девчонки, особенно Катя, и я тоже до сих пор находимся под впечатлением от твоего визита. Мы не виделись десять лет. Фактически ты приехал к нам не только из Австралии, а из прошлого века, и мы ощутили, что сами изменились за эти годы, и, возможно, не в лучшую сторону. После общения с тобой, Боря, мои девчонки решили, что будут вести себя вежливо, культурно и даже перестанут использовать нецензурные выражения.

 

Заканчиваю описание своих приключений. Получился целый рассказ. Я его напечатаю и положу в альбом с фотографиями на память об этой маленькой, но яркой страничке моей жизни.

 

 

Желаю вам всем здоровья, успехов и уверенности в своих силах. Удачи с работой!

 

До свидания, Саша.

09.04.2004

 



Hosted by uCoz