1. Путь в
резиденцию Порта
Жарким августовским днём
96 года около трёх часов после полудня по пустынной Аппиевой дороге в сторону
от Рима медленно едет всадник. Лошадь неторопливо и бесшумно несёт его по
обочине недавно вымощенной широкой и
ровной дороги вдоль созревающих пшеничных полей, живописных склонов окрестных
холмов, покрытых виноградниками и густыми оливковыми зарослями, среди которых
кое-где белеют здания загородных вилл богатых горожан. Горячий сухой воздух
неподвижен и обжигает дыхание. Закутавшись от палящих лучей солнца в белую с
пурпурными полосами трабею и отпустив поводья, всадник погружён в свои мысли и,
кажется, дремлет в седле. Его богатая одежда указывает на принадлежность к
римской знати, но сшита не по военному образцу, хотя из-под плаща виднеются
ножны меча. Имя всадника – Александр. Он носит титул квестора и находится на
службе Домициана, последнего императора из династии Флавиев. Деятельность
Александра связана с исполнением поручений императора, в основном, с
инспекциями отдельных областей страны. Александр, не состоит на военной службе,
хотя его отец, старый друг императора, известный консул, прославившийся
военными походами в Галлию. Более часа назад, простившись с женой и дочерью и
покинув свой дом в Риме, Александр выехал из города в направлении резиденции
Вилла Порта, куда его пригласил для беседы хозяин, сенатор Марк Нерва.
Времени до назначенного часа аудиенции у сенатора
достаточно, чтобы не спешить и по дороге как следует всё обдумать. На душе у
Александра тревожно. Приглашение сенатора, с одной стороны, неожиданно, но, с
другой стороны… Вчера Александр был на приёме у императора, а сегодня… Есть ли
связь между его вчерашней беседой с Домицианом и сегодняшним приглашением к
сенатору? Быть может, как-то узнав о поручении императора, Нерва пригласил
Александра для беседы в свою загородную резиденцию? О чём пойдёт разговор? Что
вообще происходит в империи? Какие силы приходят к власти? Что будет с семьёй,
с отцом, с ним самим? Какова его позиция? Вопросы, вопросы… Утомлённый жарой и
долгой ездой, Александр воспринимает окружающее, как сон, в котором он
наблюдает события со стороны, причём видит не только настоящее, но и прошлое, и даже будущее. Итак…
По пустынной Аппиевой дороге в сторону от Рима около трёх
часов после полудня жарким августовским днём 96 года от Рождества Христова...
Так, стоп. Всадник вздрагивает и натягивает поводья: «Что за странное
летоисчисление? В империи принят совершенно иной календарь. Откуда такой год? С
каким событием он связан? Непонятно. Ну, хорошо, что было накануне?» -
Александр вспоминает состоявшийся вчера разговор с Домицианом.
В последнее время старый император редко обращается к
Александру с поручениями. И вот, неожиданный вызов, разговор о положении дел в
Мактарисе, области империи в Северной Африке. До императора дошли сведения, что
мактарисский наместник, Луций Квиет, местный царёк, вор, по сути, обзавёлся
своей армией, связан с торговцами и пиратами, налоги направляет мимо казны,
фактически игнорирует распоряжения императора. Домициан поручает Александру
поехать в Северную Африку, провести расследование, разобраться на месте и
доложить, либо написать отчёт, о том, что происходит у Квиета в Мактарисе.
Почему именно сейчас император отправляет его в Мактарис, не слишком ли поздно?
Видит ли старый император, что происходит здесь, в Риме? Понимает ли он, что
сенатор Нерва уже не только является фактическим руководителем всех африканских
провинций империи, но и претендует на абсолютную власть? Может быть, сам Марк
надоумил императора отослать Александра из Рима именно сейчас?
В задумчивости Александр проезжает мимо поворота к
главному входу виллы. Лошадь останавливается у ручейка против едва заметной
тропинки, ведущей вверх по склону через заросли оливковых деревьев, по-видимому,
к заднему входу в резиденцию. У ручья мраморная плита с указателем «Villa Porta» и золочёным вензелем «MN». Александр наблюдает, как лошадь пьёт воду: «Хорошее
место, чтобы спрятать лошадей. Или устроить засаду. Интересно, почему я об этом
подумал?» Он возвращается к главному входу.
У входа его ожидает управляющий. Приняв от Александра
повод, он вежливо осведомляется, известна ли уважаемому квестору принятая в
доме сенатора дружеская традиция? Оказывается, на виллу приглашаются только
друзья Марка, а друзья, как известно, приходят без оружия. Так что, не угодно
ли будет квестору сдать свой меч на хранение, чтобы не утомлять себя излишней
тяжестью и показать своё уважение к традициям? Александр отдаёт меч и
усмехается. Друзья… Он ни разу не говорил с Марком, хотя слушал его речи в
сенате. И, надо отметить, речи блестящие…
Поднимаясь по лестнице к главному порталу, Александр
испытывает странное ощущение, что место это ему знакомо, хотя он здесь впервые.
Холм в оливковых зарослях, невысокие белые стены и крутая лестница, ведущая к
главному порталу. «Красиво, - думает Александр. – Однако взять штурмом этот дом
было бы непросто. Впрочем, со стороны заднего выхода можно легко перебраться
через стену и пройти через дворик мимо фонтана к колоннаде и портику…» Он перебивает сам себя: «А откуда я знаю про
портик, колоннаду и фонтан на заднем дворе? Ведь я ни разу здесь не был. Или
был?»
2. Первый
разговор Александра с сенатором
Сенатор встречает Александра на вершине лестницы в
сопровождении двух здоровенных охранников-нумидийцев. Марк Нерва, невысокий
худощавый энергичный человек лет 65, одетый в белый с красной каймой плащ,
вежливо улыбается и делает шаг навстречу гостю. Холодные и серьёзные глаза
Марка внимательно изучают Александра. «Как змея, – думает Александр и замечает,
что лысую голову сенатора прикрывает лавровый венок. – Даже в домашней
обстановке он стремится копировать Цезаря». Ничего не значащий разговор на
веранде у центральной лестницы быстро переходит с одного предмета на другой:
прекрасная вилла, погода, виды на урожай, цены на зерно, дворцовые сплетни.
Кубок мактарисского вина («Здоровье императора!»). Меж тем Марк ведет гостя в
дом, сразу же переходя к главной теме разговора:
- Император стар, наследника нет, ему трудно управлять.
Вот, в Мактарисе уже управляют самостоятельно, и очень неплохо. Не стоит мешать
наместнику, ведь сей достойный муж служит благу империи, как и все мы, не так
ли, квестор? Хочется еще пожить в свое удовольствие. А от чего в старости
получать удовольствие? – Власть! Впрочем, ты молод и не поймешь. Мой тебе
совет, как старшего товарища - береги себя, береги семью. В наше смутное время
всякое может случиться. Особенно в пути… Кстати, насколько мне известно, завтра
утром ты отплываешь в Мактарис?
Они выходят во внутренний дворик к фонтану. Речь сенатора уже не несёт оттенок намеков и
иносказаний, а становится совершенно конкретной:
- Твой отец верно служил Домициану, но время Флавиев
прошло. Скоро надо будет выбирать – с кем ты? Мы можем быть полезны друг другу.
Думаю, ты можешь рассчитывать на должность наместника в Нумидии. Мне сейчас важна поддержка патрициев и
сената. А вот скандала, хотелось бы избежать, чтобы моё имя не упоминалось в
связи с возможными злоупотреблениями властью в Мактарисе. Но, не хотелось бы и
крови.
Они снова в доме. Бокал красного мактарисского вина в
руке хозяина светится кровавым отсветом в лучах вечернего солнца,
заглядывающего в окно. Александр ставит свой бокал, не отпив:
- И мне не хочется крови, сенатор. Я подумаю над твоими
словами и дам ответ по возвращении из Мактариса.
- Итак, через десять дней я жду тебя здесь же, квестор.
Надеюсь на твоё благоразумие. Полагаю, ты найдёшь нужные слова, чтобы
отчитаться перед императором.
В сопровождении хозяина Александр выходит через главный
портал и неторопливо спускается по лестнице. Сев в седло и пристегнув меч, он
медленно выезжает за ворота.
3. Что
говорил Савл
Едва оказавшись на дороге, он пускает лошадь рысью: «У
меня нет десяти дней на размышление. Есть время только до утра. Важно опережать
Марка ходя бы на один ход. Прежде всего – увезти семью из Рима». Дневная жара
спадает, с моря тянет свежестью. Лошадь переходит в галоп и мчится по ночной
дороге навстречу мерцающему свету костров городских застав. Мысли Александра
летят столь же стремительно, как скачет его лошадь: «Этой же ночью посадить
жену и дочь на корабль и отправить на север в Галлию, в Аквитанию. Там они
какое-то время будут в безопасности. Отец хоть и стар, но по-прежнему уверенно
командует генуэзским гарнизоном. Он защитит их. Тогда можно будет говорить с
Нервой на равных. Итак, решено. Никаких сборов, из дома – сразу в порт на
Тибре. У него хватит денег, чтобы нанять корабль и убедить капитана выйти в
море ещё до рассвета. Уже через день утром жена и дочь окажутся в Генуе. А что
дальше?»
Вот и городская застава. Легионеры узнают в темноте белый
с пурпурными полосами плащ квестора и молча расступаются. Не останавливаясь,
Александр проносится мимо и продолжает размышлять: «Что же дальше? Савл! Там, в
Генуе, у отца в это время года обычно останавливается этот загадочный человек.
Отец не раз говорил: «Если я не смогу помочь, обращайся к Савлу. Это надёжный
человек». Действительно, ещё год назад Савл приглашал присоединиться к его
путешествиям после остановки в Аквитании. Об этом есть предварительная
договорённость, на случай, если в Риме будет небезопасно («он как будто заранее
всё знал!»). Так, что же говорил тогда Савл? Они из Аквитании пойдут на восток
и будут ждать Александра в условленном месте в городе Сердика
4. Перед
отплытием
Рассвет застаёт Александра в порту. Он смотрит, как на
северо-западе тает в предрассветной мгле парус корабля: «Надеюсь, никто не
заметил отплытия моей семьи. Пусть боги хранят их от бурь и морских
разбойников. Вскоре и мой корабль отходит. Будет время выспаться.»
- Не спится, квестор? - низкий хрипловатый голос за
спиной заставляет его вздрогнуть. Грузный немолодой легионер подходит, слегка
прихрамывая, вызывающе и насмешливо смотрит на Александра. Иссеченное шрамами
лицо небрито, ощущается запах винного перегара.
- Что тебе, ветеран?
- Приветствую тебя, Александр! Теперь ты – квестор,
знатный, богатый гражданин… Забыл, как я возил тебя, мальчишку, в седле в
аквитанских походах? А я помню. Я всё помню.
- Триарий? - Александр смутно припоминает одного из
лучших командиров отцовского легиона. Но как же он постарел и опустился! Была
какая-то история, отец отчислил его из легиона, кажется, за пьяную драку…
В мутных глазах ветерана загораются злые огоньки:
- Я помню всё. Я и сейчас скажу - делёж добычи тогда был
несправедливый! Твой отец просто не захотел разбираться.
- Зачем ты здесь?
- История повторяется, квестор. Я здесь, чтобы снова
оградить тебя от случайностей дальней дороги.
- Кто тебя
нанял?
- Зачем
спрашивать то, что ты и сам знаешь?
5. Мактарис
Почти трое суток две тяжёлые
императорские галеры плывут на юг. На море тихо, и парус почти не помогает
гребцам. Вторую ночь подряд Александра мучает бессонница. Он лежит на палубе,
подложив под голову плащ и глядя на звёзды. Рядом храпит пьяный Триарий. Приказ
императора об инспекции хранится в сумке на груди. Александр всё время
придерживает сумку рукой. Он в сотый раз возвращается в мыслях к происшедшим за
последние дни событиям и пытается просчитать варианты на будущее. Всё ли он
правильно делает? Не ошибается ли он, начиная открытое противостояние сенатору?
С чем он вернётся? Что доложит императору? Будет ли нужен кому-нибудь этот
доклад? И в какую страну он вернётся? Нужен ли он там? А если нет, то как
поступать? Ему необходим совет. Интересно, что бы посоветовал Савл?
Только на третий день пути под утро
Александр забывается тревожным сном. Ему снятся волны, с лёгким шелестом
накатывающие на песок, покачивание корабля, скрип вёсел и крики чаек. Нет, это
не чайки кричат, а люди. Галеры подходят к берегу. У причала стоят корабли.
Среди множества небольших судёнышек Александр вдруг различает боевой карфагенский корабль и вздрагивает:
«Зачем он здесь?!». За причалом просматриваются очертания крепостных башен в
мавританском стиле. Вокруг крепости и дальше до самых предгорий располагаются
сальтусы местных землевладельцев. Перед ним – город Мактарис в утренней дымке.
На причале, несмотря на ранний час,
скопление людей. Что-то в этой толпе кажется Александру странным, нехорошим.
Грузчики несут на корабли какие-то мешки, катят бочки. А почему вон тех людей
солдаты загоняют на корабль ударами палок?! Среди суеты в толпе выделяется
небольшая группа богато одетых римлян, которые явно кого-то ожидают. Возникает
недоброе предчувствие: «Наместник со свитой… Но как они узнали?»
С Луцием Квиетом Александр раньше не
встречался, но наводил справки. В Риме о нём известно немного и, в основном,
только слухи. Будто бы он беглый раб с галеры. Вроде бы, плавал с пиратами.
Потом служил на карфагенском флоте. Его имя упоминалось в связи с загадочной
историей исчезновения прежнего наместника Мактариса в морском путешествии во
время бури. Точно известно, что Луций получил наместничество сразу после этой
истории по протекции сенатора Нервы. Обычно люди с такими биографиями не
доходят до высоких должностей, но Квиет здесь исключение.
«Зачем я здесь? Стоило ли плыть в
такую даль, чтобы получить подтверждение хорошо известному?» - Александр
сбрасывает с себя задумчивость, шагает по причальным доскам и сразу оказывается
лицом к лицу с наместником. Долгая пауза. Стоят, глаза в глаза. У Квиета
тяжёлый немигающий взгляд из подлобья. Его трудно выдержать. Чёрные глаза,
чёрные курчавые волосы и чёрная борода с проседью. Приземист, могуч,
широкоплеч. В ближнем бою такого одолеть тяжело. Руки перехвачены множеством
золотых браслетов. В ушах – золотые серьги. На низком лбу – золотой медальон на
цепочке, как будто, прикрывает что-то, уж не рабское ли клеймо? Кто же он –
высокий сановник или пират?
Затянувшуюся паузу нарушает Триарий. Пьяно качнувшись
вперёд, он неловко кланяется:
- Наше почтение наместнику от квестора Александра.
Луций слегка склоняет голову:
- Очень рад. Столичные гости у нас редкость. Добро
пожаловать в Мактарис.
- Квестор Александр с инспекцией согласно приказу
императора, - Александр подаёт наместнику приказ.
- Ни слова о делах, мой благородный гость! Сначала –
отдых!
- В пути нас замучила жажда, - встревает Триарий.
Квиет делает едва уловимое движение пальцами левой руки,
и тут же из свиты появляется человек с двумя кубками вина. Александр принимает
кубок и думает, что если бы наместник шевельнул не левой, а правой рукой, из
толпы могли бы полететь стрелы. Вино имеет странный привкус и сразу ударяет в
голову: «Зачем я это сделал?! Есть же правило: никогда не пить в инспекционных
поездках то, чем специально угощают…» В голове шумит морской прибой, ноги вновь
ощущают корабельную качку, а в глазах плывут волны, чайки, толпа на причале,
облака и башни Мактариса. Он бессильно опускается на услужливо подставленное
сиденье богатого паланкина.
Дальнейшие события Александр видит как
в тумане: встреча в порту, город Мактарис, крепость, пригородные сальтусы,
непрекращающиеся пьянки. Похоже, что ему периодически подсыпают наркотик.
Александр плохо себя чувствует и всё время хочет спать. В калейдоскопе встреч,
поездок, визитов и пиров незаметно проносится несколько дней. Александр ведёт
записи событий в соответствии с заранее составленным планом инспекции. Квиет
искусно уходит от прямых вопросов, касающихся проверки положения дел в
Мактарисе. Александр понимает, что ситуация выходит из-под контроля. Время
идёт, но важнейший вопрос остаётся открытым – проверка документации по
собранным налогам, отправленным в метрополию за истекший год.
6. Показательная
экспедиция по сбору налогов
Квиет
предлагает отправиться в поездку для сбора налогов с местного племени
музуламиев. Понимая, что это будет образцово-показательная экспедиция,
специально для него организованная, Александр всё же соглашается. Но он даже не
предполагает насколько страшная картина ему откроется.
В дневном
переходе от города – поселение племени музуламиев, мирных земледельцев. Когорта
консула Семпрония, сопровождающая инспекцию, совершенно неожиданно для
Александра сходу сносит запертые ворота посёлка, врывается на улицы и в дома. В
посёлке – только женщины и дети, все мужчины, по-видимому, работают на полях.
Александр не успевает вмешаться, и только с ужасом наблюдает, как легионеры
стремительно и организованно выгоняют жителей из домов (как пленников?!),
выносят зерно со складов, угоняют скот. Через полчаса когорта выходит из
горящего посёлка и направляется в город. Гонят пленных, скот, телеги с зерном.
Девочка плачет, зовет маму. Наместник носится на своём черном жеребце вдоль
колонны, оскалив рот в хищной ухмылке, но стараясь не встречаться взглядом с
Александром. Александр хватает коня Квиета под узцы:
-
Наместник, тебе придётся дать объяснения всему происшедшему.
- Не
беспокойся, квестор, мы с тобой всё делаем правильно. Согласись, это
единственно верный метод работы с должниками. А объяснения ты сможешь получить
немного позже,… если захочешь.
«Мы с
тобой… Что ещё задумал этот негодяй?» - размышляет Александр. Он едет в конце
колонны рядом с Семпронием. Консул едет медленно, время от времени оглядываясь
и как будто чего-то ожидая. Замыкает колонну отряд, катящий осадный таран в
форме бараньей головы, которым разбивали ворота посёлка.
Незадолго
до въезда в Мактарис Александр замечает погоню. Отряд плохо вооруженных воинов
бегόм настигает когорту. Когорта
втягивается в зигзагообразный коридор перед крепостью. Идут очень медленно –
почему? Почему не закрывают наружные ворота?!
Семпроний не отвечает на вопросы Александра:
- Я не
знаю, что тебе здесь нужно, квестор, но хорошо знаю, что нужно делать мне.
Отряд
музуламиев нагоняет когорту перед самым входом в крепость. Крики
преследователей рядом. Семпроний делает жест рукой и, не оборачиваясь,
скрывается за поворотом коридора. Александр едет за ним, оборачивается, услышав
короткую команду, и в последний момент видит поднимающихся над частоколом
коридора лучников гарнизона. Вот почему они шли так медленно и не закрыли
ворота! Слышится свист сотен стрел, разом сорвавшихся вниз, тут же с коротким
хрястом вонзающимся в плоть, и вой боли и отчаяния множества попавших в ловушку людей. «Зачем?! Эти люди –
не враги, а подданные империи!» Въезжают
в крепость, где на площади уже построена когорта. Причём, построена так, что
проехать можно лишь перед строем. По команде Семпрония легионеры приветствуют
Александра стуком копий о щиты. У Александра ощущение, что он стал соучастником
бессмысленного убийства. Подъезжает Квиет, подаёт кубок вина:
- По
первой крови, квестор!
Александр
отталкивает кубок и проливает вино на свой белый плащ.
- За
удачную охоту квестора! - громко объявляет наместник, обернувшись к когорте, и
поднимает свой кубок.
7. Перед
возвращением
Плохое самочувствие. Всё в тумане. Наркотик? Помнить цель
миссии, держать позицию, ни на какие предложения не соглашаться. Разговор с
наместником перед отъездом. Подарки для Александра на корабле. Ещё подарки для
сенатора Нервы (наместник просит передать). Александр принимает всё, как
собранные налоги, по описи, как положено по закону. Здесь же в порту – открытая
погрузка рабов на корабли пиратов. Александр узнаёт девочку, которая плакала
при захвате пленников и убийстве мужчин племени. Александр обращается к
капитану:
- Покажи документы на отправку груза в метрополию.
Капитан, делает вид, что не понимает вопроса:
- Наша метрополия – море.
- Откуда ты родом?
- Родина там, где платят больше.
Грузчик с мешком зерна:
- Уйди с дороги, римлянин.
8.
Возвращение в Рим
На корабле. Триарий всё время пьян, хамит, куражится.
Александр борется с искушением выкинуть пьяного за борт.
Порт на Тибре под контролем людей сенатора Нервы.
Легионеры с вензелем “MN”.
«Хорошо, что успел отправить семью в Аквитанию. Сейчас это было бы сделать
трудно». Откровенная передача слежки за Александром от Триария каким-то двум
оборванцам (один из них показал Триарию застежку с таким же вензелем).
Александр смотрит вслед Триарию, торопливо хромающему к ближайшему портовому
кабаку. У входа хозяин кричит: «Марк Нерва угощает всех!». Пьяные ублюдки орут
что-то непристойное в адрес императора.
«А ведь это переворот…»
9. Опять
Вилла Порта, «де жа вю»
Александр на рассвете пробирается в резиденцию сенатора и
прячет меч в колоннаде на заднем дворе в нише за статуей Юпитера. Возникает
какое-то зыбкое воспоминание, ощущение, что он уже видел всё это, стоя в тёмной
колоннаде у портика. Так же звенели цикады и журчал фонтан во дворике. Так же
луна освещала белые мраморные плиты. Но было в этом воспоминании ещё что-то
тревожное, опасное … Или кто-то? Он откидывает тревожные мысли, немного медлит,
прислушиваясь к звону цикад и журчанию фонтана. Затем, укутавшись в трабею,
легко шагает на залитые лунным светом белые мраморные плиты двора к фонтану.
10. Вызов
сенатора
Александр возвращается домой и находит письменное
приглашение к Марку Нерве на сегодняшний вечер. Идти или нет? Это вызов. Не
идти – значит спрятаться, сбежать. Надо идти. Пишет отчет императору, договаривается
со своим управляющим о передаче отчета во дворец, если он не вернется до
завтра. Договаривается со слугой, что тот будет ждать его поздно вечером с
лошадьми на Аппиевой дороге у ручья возле тропинки у виллы Нервы. Александр
рассуждает так: «Засаду, конечно, Нерва поставит, но на западе, в порту на
Тибре. Они же направятся по Аппиевой дороге на юго-восток на Брундизий, и, если
повезёт, переправятся через Адриатическое море, доплывут до Диррахия, а потом –
по Эгнатиевой дороге на восток и далее на север в Сердику. Там он встретит
жену, дочь и Савла. Интересно, а что будет дальше? Что там Савл когда-то
рассказывал о своих путешествиях? Может быть, и он всё это увидит – Византию,
Понт Эвксинский, Иерусалим? А что дальше? А, главное, зачем всё это? Вот Савл
всю жизнь проводит в пути. Хочется понять, какова его цель?»
Вновь по пустынной Аппиевой дороге жарким сентябрьским
вечером 96 года в сторону от Рима медленно едет всадник…
11. Второй
визит к сенатору
Решающий разговор:
- Сенатор, я напишу в отчёте то, что видел.
- Прощай, квестор. Мне очень жаль, но уже слишком поздно,
чтобы ты мог выйти через главный портал.
Фигура сенатора в освещённом дверном проёме портика.
Александр смотрит, как он уходит: «…в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей
кавалерийской походкой…» - откуда пришли эти слова? Дверь затворяется,
Александр остаётся один в тёмной колоннаде.
12. Портал
Выход на задний двор. Александр идёт по колоннаде,
находит спрятанный меч. Портик, тёмная колоннада, луна, мраморные плиты,
цикады, фонтан во дворике. У фонтана - три фигуры в плащах с мечами. Один,
грузный и прихрамывающий, выходит вперёд. Двое оборванцев располагаются по
бокам чуть сзади. Теперь всё встаёт на свои места. Именно эти трое и должны
здесь быть. Александр думает: «Они меня пока не видят. И не знают про меч.
Триарий наиболее опасен, его необходимо атаковать первым. Как будет с двумя
другими – посмотрим, главное – не поворачиваться к ним спиной. Шансы есть».
Александр уже не скрывает своего присутствия, его шаги гулко разносятся вдоль
колоннады. Здесь и сейчас смысл его жизни состоит в том, чтобы преодолеть этот
путь: от портика через двор к фонтану; прямо, не останавливаясь и не
сворачивая. И пройти тех троих. Потом - перемахнуть через стену и по тропинке
спуститься на Аппиеву дорогу, где ждет слуга с лошадьми. К утру они будут
далеко от Рима и направятся в Сердику, куда уже, наверное, едут жена и дочь в
сопровождении Савла. Он обязательно их встретит. И задаст Савлу вопросы. И
будет много времени, чтобы подумать над его непонятными пока словами. Всё это
будет где-то далеко и когда-то после, но обязательно будет. А здесь и сейчас…
Александр внутренне собирается и отпускает все мысли. Сжимая под плащом рукоять
меча, он легко шагает на залитые лунным светом
белые мраморные плиты двора к фонтану. Именно здесь и сейчас
определится, как будет продолжаться его Путь.
Александр ещё раз перечитывает последние фразы, немного
медлит, прислушиваясь к звону цикад и журчанию фонтана. Потом он сохраняет файл
и отправляет текст на печать. Лунный свет заливает выходящий из принтера лист
со строкой: «Жарким августовским днём 96 года около трёх часов после полудня по
пустынной Аппиевой дороге…».
P.S. События записаны в точности так, как
виделись во сне.
Имена, географические названия и даты
восстановлены позднее.
Сентябрь - октябрь
P.P.S.
…Александр
делает еще несколько шагов, пристально глядя на Триария. Необходимо уловить
начало движения его руки и опередить. Но, поздно. Александр не успевает ни понять
происходящее, ни сделать что-либо. Мгновенный блеск металла, и двое оборванцев
одновременно молча оседают на землю. Триарий опускает меч и, протягивая руку,
делает шаг навстречу Александру…
P.P.P.S.
Возможно,
описанные события относятся к более раннему периоду, примерно 61-
Рим-Москва,
август