Здравствуйте, дорогие Боря, Лариса,
Лёва, Миша!
…
Я обещал рассказать о поездке в Чехию
на марафон серии Worldloppet-2002.
«Jizerska Padesatka 2002» - довольно новый
лыжный марафон из серии марафонов
Worldloppet. У этой гонки давние традиции, а статус Worldloppet она получила
всего пару лет назад. Гонка проводится в горах недалеко от городка Либерец, на
дистанции 50 км классическим стилем. Желание поехать в Чехию родилось у меня
под впечатлением от рассказов других лыжников, успешно прошедших «Jizerska Padesatka
2001». Поэтому в конце лыжного сезона 2001 года я решил так: если пробегу
классический марафон МВТУ, то в следующем сезоне буду готовиться на «Жизерку».
Итак, я поехал в Чехию!
Поездка была успешной, мне очень
понравилось. Впечатлений осталось много. Поездку организовал Российский Лыжный
Любительский Союз (РЛЛС). Я ехал с группой лыжников из 10 человек поездом до
Праги, потом нас встречал микроавтобус и довёз до города Либерец, где была
забронирована гостиница. Пока ехали, познакомились. Лыжники собрались из разных
городов России, все имеют опыт участия в марафонах Worldloppet, некоторые
прошли их по десятку и больше, в том числе и знаменитую шведскую
90-километровую Vasaloppet. Все эти лыжники имеют паспорта Worldloppet с
отметками о прохождении марафонов. Я один там был зелёный дебютант. Конечно, я
смотрел на них, разинув рот, как на полубогов, слушал лыжные истории, советы,
учился, запоминал.
Поезд до Праги идет два дня, пересекая границы Белоруссии и Польши. На
границах – таможенный и пограничный контроль. Иногда доходит дело до досмотра
личных вещей. В поезде было два неприятных явления. Во-первых, европейские
купейные вагоны очень неудобные, трехместные (трехъярусные), тесные, душные,
кондиционеры не работали зимой. Я в первую ночь сдуру лег спать на верхнюю
полку, да ещё головой к окну. К утру так угорел, что был еле живой. И вторая
ночь в поезде была не лучше. Во-вторых, на территории Чехии работают поездные
банды, которые грабят пассажиров (именно в сытой и благополучной Чехии, а не в
нищей и запуганной Белоруссии или жуликоватой Польше). Бандиты ночью отпирают
купе, перекусывают специальными ножницами запирающие металлические цепочки.
Проводник честно об этом предупредил и посоветовал запереть дверь купе на замок
и на цепочку. Действительно, бандиты прошли ночью через наш вагон и пытались
ворваться в каждое купе. Они отпирали двери своими ключами, светили внутрь
фонарями, но цепочки нигде перекусывать не стали, т.к. видели, что в купе одни
лыжники, у которых взять особенно нечего.
Я перед поездкой планировал один день
побыть в Праге, посмотреть город, переночевать в какой-нибудь гостинице, а на
следующее утро ехать в Либерец. Но после поезда я себя чувствовал так погано,
что у меня не было ни малейшего желания оставаться в Праге. Поэтому я со всей
компанией сразу уехал в Либерец. И правильно сделал, поскольку на адаптацию к
среднегорью мне понадобилось ровно три дня, которые и оставались до старта, да
и от компании мне откалываться не хотелось. А если бы я остался в Праге хоть на
один день, то не успел бы адаптироваться.
Городок Либерец небольшой, уютный,
красивый. Расположен у подножия невысоких гор, до 1000 м. Я поселился в
3-местном номере центрального отеля с двумя лыжниками из Иваново – Женей
Смирновым и Николаем Ермаковым. Мы с ними неплохо подружились, вместе
тренировались, готовили лыжи и гуляли. Они мне помогали в подготовке к гонке, а
я выступал в роли гида-переводчика в нашем трио. На лыжные трассы мы ездили на
автобусе за 10 км. Дорога – красивейший серпантин в горы на высоту около 800 м.
Автобус сначала идёт под облаками, потом в толще облаков, а затем выныривает на
залитые солнцем снежные горные склоны потрясающей красоты! Такое я раньше видел
только на рекламных буклетах туристических фирм. Лыжные трассы там
великолепного качества. В России сравнимые по качеству трассы я встречал только
в Красногорске, но не столь протяжённые и все-таки похуже. Ощущения
потрясающие. Идёшь в подъем на тысячеметровую высоту, потом летишь вниз до
уровня 800 м – скорость, солнце, горы, лес и облака под лыжами! Как у
Высоцкого: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем…». Меня только беспокоила
адаптация к высоте. Я ведь практически впервые в жизни оказался в горах, если
не считать похода по горному Крыму в студенческие годы (точнее, то был
продолжительный пьяный пикник). Высота в либерецких горах хоть и небольшая, но
кислорода всё же маловато, и на подъёмах «…сердце готово к вершине бежать из
груди», а ноги, как ватные. Такое состояние было у меня все три дня перед
марафоном, но на четвёртый день, во время гонки, я наконец-то почувствовал себя
нормально.
Помимо объективных причин на скверное
самочувствие влияло, конечно, и предстартовое волнение неопытного дебютанта в
классических марафонах. Кое-какой опыт уже был. В конце предыдущего сезона я
вполне благополучно преодолел марафон МВТУ, хотя бежал тогда на своих
стареньких белых «Эланах» 1982 года. На Битце рельеф достаточно сложный, но там
же не среднегорье! Здесь, в Либереце, всё оказалось иначе, и волновался я
сильно: «Ну, куда меня понесло?! Ни разу в жизни дальше Яхромы на гонки не
выезжал, а тут сразу в Европу, в горы, да ещё классикой…». Я измерял пульс в
покое, лёжа в постели – 90 ударов в минуту все три дня. При этом постоянно бил
мандраж, а мысли крутились вокруг двух тем: «Как побегу?» и «Как мазать?».
Как побегу - 50 км по горам(!) - когда
здесь, на либерецкой трассе, я в среднем темпе заезжаю всего лишь на один тягун
длиной 500-600 метров, а уже задыхаюсь, в глазах круги, а колени
подкашиваются?!
Как мазать - это вообще отдельная тема. Проблема смазки для меня, как
новичка в классике, была весьма острой.
На МВТУ-2001 накануне гонки по смазке меня подробно инструктировала Катюшкин
тренер Рауфа Загидулина, она же давала свои мази, а на Битце перед гонкой и по
ходу меня страховала по смазке коллега Рауфы, Надежда Тулина. То была хорошая
школа. Но всё-таки, всё-таки… как мазать?! Я ехал в Чехию, вооружённый двумя
рецептами смазки «от Рауфы»: «на лёд» и «на воду», а также комплектом мазей от
неё же. В дни тренировок со смазкой проблем не было, т.к. в горах было
солнечно, морозно, а лыжня была жёсткая, но не ледяная, да и подмазаться всегда
было можно. К тому же, Николай и Женя были рядом, они пробовали разные варианты
смазки и мне помогали. За день до гонки фирмы SWIX, Toko и другие
развернули на стартовой поляне платный сервис по смазке. Они вывесили у своих
палаток рекомендации по смазке для прогнозируемых на завтра погодных условий.
Народ довольно активно этим сервисом пользовался. Некоторые лыжники после
тренировки сразу же отдали лыжи сервисменам для подготовки на завтрашнюю гонку.
Мы с Женей и Николаем не стали этого делать, т.к. запланировали вечером
запарафинить лыжи на скольжение, потом положить грунт, а мазать уже завтра,
прямо перед стартом, по погоде. И, пожалуй, правильно сделали. К концу дня накануне
гонки коварные горы преподнесли неприятный сюрприз: потеплело, и пошёл снег.
«Свежак» для классики – это всегда сложно. Первыми на это природное явление
отреагировали сервисмены из SWIX – с
неожиданной прытью они свернули свои палатки, побросали в машины оборудование и
материалы, сорвали свои хвалёные рекомендации по смазке на завтрашнюю гонку и
убрались подобру-поздорову. Лыжники заволновались. Вечером они бродили по
гостинице со своими мазями и задавали друг другу всё тот же вопрос: «Как
мазать?». Даже опытные Николай и Женя задёргались. А я в панике побежал звонить
в Москву Рауфе – всё-таки и опыт у нее большой, и мази свои она знает. Но, что
можно посоветовать издалека, не чувствуя конкретной ситуации? Я только поставил
человека в неловкое положение, перевалив часть ответственности за возможные
ошибки.
Лыжи мы готовили в подвальном гаражном
помещении гостиницы. Я был «в подмастерьях» у Жени и Николая. Я смотрел, как
готовят лыжи немцы, американцы, как виртуозно работает смазчик питерской
команды. Женя и Николай привезли с собой лыжный станок, и мы обрабатывали лыжи
столь же серьёзно, как и питерец, хотя оборудование у него было на порядок
лучше (точнее, крýче). За делом и разговорами я немного успокоился и
спал ночью довольно хорошо.
Утром в день гонки мы позавтракали в
гостинице и поехали на специально предоставленных оргкомитетом автобусах на
старт. К счастью, погода вновь исправилась, и мы с Женей намазались по
апробированным накануне рецептам. Лыжи работали хорошо, и по ходу гонки
перемазываться не пришлось. А Николай рискнул отдать лыжи в сервис SWIX. По-видимому, сервисмены SWIX, устыдившись своего недостойного поведения накануне,
когда пошел снег, открыли бесплатную смазку перед стартом гонки. Николая они
тоже намазали хорошо. Он потом рассказывал, что видел, как сервисмен очень
быстро, но мастерски смазал ему лыжи, отдал, довольный своей работой,… но по
реплике Николая понял, что тот из России и тут же скривился: «русский, русскому
намазал…».
Между прочим, к русским в Чехии не все
относятся плохо. Мы общались с местными лыжниками. Один пожилой гонщик неплохо
говорил по-русски (он работал в России), относился к нам доброжелательно,
катался с нами, показывал особенности трассы, а 68-й год не поминал. Молодые
чехи русского языка в основном не знают. Впрочем, с английским у них тоже не
очень. Был такой забавный эпизод накануне дня гонки. Зашли мы с Женей и
Николаем в оргкомитет посмотреть товары на распродаже. Рядом в уголке можно
заказать своё фото на финише марафона. Я подхожу к ребятам, которые оформляют
заказы на фото, с вопросом (на английском, конечно) – как я получу своё фото,
если сразу же после гонки уеду, а адреса они в заказах не записывают? Парень,
видно, только одну фразу по-английски выучил – «вас сфотографируют за 100
метров до финиша в соответствии со стартовым номером, который вы укажете в
заказе». На все мои расспросы он твердил только эту выученную фразу. Тут я
смотрю, среди образцов фотографий на стене висит большой красивый портрет
нашего тренера Рауфы Загидулиной. Фото, по-видимому, сделано сразу после её
финиша на прошлогодней «Жизерке», которую Рауфа выиграла, причём выиграла в
абсолютном зачёте и с большим преимуществом! Я показываю на портрет и спрашиваю
про цену. А он твердит своё: «вас сфотографируют за 100 метров…». На помощь
пришла девушка, понимающая английский лучше. Говорит, это авторская работа, не
продается. Я объясняю, что знаю эту женщину, что она тренирует мою дочку на
лыжной секции, и я хочу отвезти портрет ей в подарок в Москву – сколько стоит?
Тут до парня с единственной английской фразой в голове что-то доходит, и он на
неплохом русском языке спрашивает; «А! Так вы из России?!» Но цену на портрет
он назвал непомерно большую.
Марафон – 50 км классическим стилем – я
пробежал довольно легко. Возможно, я немного перестраховался и себя поберёг.
Потом я понял, что можно было на второй половине пойти быстрее, но кто знал,
какие сюрпризы могли преподнести горы? Стартовая позиция у меня была плохая, в
самом конце пелетона из двух с половиной тысяч гонщиков, как и положено дебютанту.
Поэтому первые 10 км я практически шел пешком (55 минут!), возможности обгонять
не было совсем. В конце пелетона, где я оказался, были в основном одни чехи.
Они ехали на туристическом инвентаре, довольно тепло одевшись. Маленькая
скорость их вполне устраивала. Например, идет компания из 4-х человек, занимая
все 4 параллельные лыжни, и разговаривают между собой. Обогнать их уже никто не
может, а просить лыжню, по-видимому, не принято. На российском марафоне так бы
«попросили», что костей не соберёшь, а в Европе – нет, там уважают право
каждого индивидуума двигаться так, как он хочет. Мне один такой «индивидуум»
воткнул алюминиевую палку между лыж. Было больно, но без травм и поломок
обошлось. Потом гонщики растянулись, и я поехал быстрее. Доехал я за 3:20 и был
613-м из 2318-ти финишировавших, а по возрастной группе 175-м из 575-ти. Для
начала неплохо. Кстати, некоторые «полубоги», с которыми я ехал в поезде в
Чехию, пробежали гораздо слабее. А лыжники из Иваново пробежали здóрово!
Организация марафона была, по-моему, безупречная.
Какие впечатления оставила гонка? Пожалуй, прежде
всего, ощущение полета. Мне казалось все происходящее каким-то прекрасным
фантастическим сном, как будто не со мной это происходит. Великолепная лыжня,
лёгкий мороз, солнце, природа - красоты необыкновенной, вереница гонщиков в
ярких комбинезонах, и я среди них, ничуть не хуже многих. Первая половина
трассы шла в основном вверх. Когда я проходил вдоль узкого горного хребта к
верхней точке трассы, навстречу уже промчался будущий победитель эстонец Оле
Рауль. Вслед ему неслись приветственные крики болельщиков и идущих вместе со
мной лыжников: «Олле, олле!». Трасса поднялась на тысячеметровую высоту и
повернула обратно, а я помчался вниз. Спуски подарили совершенно потрясающие ощущения.
Широкая трасса с 5-6 идеально ровно прорезанными лыжнями, пологий горный склон
длиной до 800(!) метров, поток гонщиков, несущихся в низкой стойке вплотную
друг за другом и рядом друг с другом со скоростью примерно 50-60 км/час.
Скорость совсем не ощущается на такой трассе, страха падения тоже нет, несмотря
на очень плотный людской поток. Все едут с одной скоростью, не плужат, не
раскрываются. Кажется, что ты стоишь на месте, рядом неподвижно стоят ещё сотни
людей, а навстречу несётся красивейший горный пейзаж. А дальше – пологий
длинный подъём, где уже можно поработать, показать, какой ты есть гонщик. По
ходу гонки стояли организаторы в стилизованной под старину лыжной экипировке,
давали питание. Кормили очень грамотно, подавая на ходу энергетический напиток Enervit и маленькие печенья или конфетки того же
наименования и состава на подносах. На подъёмах второй половины гонки я
обыгрывал многих, стартовавших раньше меня на 5-15 минут. На второй половине
меня обыграли всего несколько человек, но, всё-таки, я считаю, что недоработал,
надо было выкладываться больше и начинать работать ещё на первой половине! Ведь
самочувствие у меня было на протяжении всей гонки вполне работоспособное, а про
сердце и кислородное голодание я даже не вспомнил! Но было и другое мнение по
поводу контраста в моем самочувствии в дни перед стартом и во время гонки. На
обратном пути в поезде один опытнейший гонщик из Саратова Владимир Кириллович
Евтюхин предположил, что я так комфортно себя чувствовал на марафоне не только
вследствие трёхдневной акклиматизации в горах, но и благодаря медленному началу
гонки. На последних тягунах гонка «развалилась», лыжники шли уже редко, а
последние три километра я
ехал практически в одиночку, иногда догоняя отдельных гонщиков и редкие группы.
Однако не стоит забывать, что такая картина на финишных километрах наблюдалась
не в результате моих героических усилий, а благодаря грамотной организации
раздельного старта. Ведь со старта лыжников отправляли группами («волнами») по
500 человек с интервалами в 5 минут, а я стартовал в самой слабой, последней
группе, да ещё не втиснулся на старте в начало группы. Последние спуски к
стадиону оказались наиболее сложны. На российских массовых гонках в подобных
местах всегда бывают завалы. Не знаю, как было здесь, но я проходил эти спуски
в одиночестве и довольно осторожно. На финиш я накатывал, внутренне ликуя, с
ощущением, что жизнь прожита не зря. Незадолго до въезда на лыжный стадион я
вспомнил, что заказал фото на финише и решил попозировать. Я вытер сопли, поправил
шапочку и даже пропустил при этом только что обыгранного гонщика из предыдущей
группы, чтобы не портил кадр (всё равно ведь он проиграл мне в абсолютном
зачёте!). Я видел, как метров за сто до финиша меня дважды щелкнул заранее
предупреждённый о моём приближении фотограф.
На финише мне вручили медаль из
чешского стекла. Играла музыка, пестрела реклама, усталые, но счастливые
гонщики ходили по финишному городку. Желающие могли отстоять очередь и получить
бесплатные еду и выпивку (кажется, чай и пиво). Очередь мне напомнила совковые
времена, и я решил не портить впечатление от лыжного праздника. Я замялся,
сделав гимнастику, и переоделся. Моя одежда хранилась там, где я оставил её
перед стартом - в номерном мешке, который висел на стеллаже в специально отгороженном
месте. Тёплых раздевалок для основной массы лыжников предусмотрено не было. Я
нашел Женю, Николая. Мы сели в автобус и, обмениваясь впечатлениями, поехали в
город. В номере гостиницы мы выпили по 50 граммов спирта (за успех
мероприятия!), закусили салом с чесноком (по рецепту ивановцев, чтобы никакая
зараза к нам не пристала!), немного отдохнули и пошли гулять по Либерецу. Зашли
в спортивные магазины, где купили
кое-что из лыжных принадлежностей, на автобусной станции взяли на завтрашнее
утро билеты до Праги.
Ну, а потом был целый день в Праге!
Чудесный день, чудесный город! Словами
это не опишешь. Кое-чем Прага похожа на Париж, только тише, уютнее и как бы
«мягче». Мы с ивановцами прошли по проложенному мною маршруту почти через все
достопримечательности города. Я получил огромное удовольствие. После этого мы
вернулись на вокзал, сели в поезд и двинулись в Москву. Для встречи с чешскими
бандитами я приготовил смывку для лыжной мази, которую купил после гонки. Это
ядрёный аэрозоль, который успешно удаляет остатки мази с лыжи. Думаю, он мог бы
успешно смыть остатки лица с черепной коробки грабителя. Проводник выдал нам в
качестве дополнительного замка запасную ступеньку от лестницы на верхнюю полку
(тяжёлая дубовая ступенька, оклеенная резиной). Мы с Женей взяли две таких
ступеньки, одной заблокировали дверь на ночь, а другую также приготовили для
бандитов. Мы договорились встречать вломившегося в купе бандита так: я с
верхней полки спрысну его аэрозолем, а
Женя со средней полки закатает в лоб ступенькой. Но осуществить наш план к
счастью не пришлось, поскольку бандиты к нам на обратном пути не зашли. Мы ещё
пару часов погуляли по Бресту, размяли ноги. Ничего интересного. В Бресте мы с
вялым интересом наблюдали за процедурой смены колёс для более широкой, нежели в
Европе, железнодорожной колеи. Невольно возникал вопрос, какой это умник
придумал сделать ширину железнодорожной колеи больше, чем в Европе. По этому
поводу вспоминается исторический анекдот. Когда в России в XIX веке задумали строить железные дороги, ответственные
за проект делали доклад у Императора. В конце доклада к Его Императорскому
Величеству обратились с вопросом о ширине колеи – делать ширину как в Европе
или больше. Величество (если не ошибаюсь, Николай I) было не в духе, молча выслушало доклад и, удаляясь,
пробурчало что-то вроде «на …й больше». Чиновники не осмелились уточнить смысл
монаршего высказывания, но решили последовать ему в буквальном смысле слова. И
до сих пор в России строят железные дороги, у которых ширина колеи больше
европейской на среднестатистическую длину мужского полового члена – 18 см J...
…
Что-то я все о лыжах, о лыжнях да
колеях? ;) Так уж получается, что последние пять недель у меня гонки по
воскресеньям, четыре полтинника и одна тридцадка. Вот позавчера пробежал
марафон Кузина и Барановой, полтинник классикой по растаявшей лыжне в
Измайловском парке. Умудрился войти в первую сотню, а это даёт очки в рейтинге
российских марафонов. Да и вообще, что-то я стал на каждой гонке выигрывать у
своих вечных соперников, у которых до этого года никак выиграть не мог.
Впрочем, это не важно, хотя и немного приятно. Сейчас допишу письмо (выкроил
часик на работе!) и поеду вечером кататься по Ромашковской трассе с фонарём,
распугаю в лесу всех маньяков и нечистую силу J.
Ну, всё, наилучшие вам всем пожелания,
здоровья, счастья, успехов!
Саша
12.02.2002 17:28
P.S. Добавляю
позже, что финишное фото по почте так до меня и не дошло! Адрес должны были
взять из базы данных участников гонки. Судя по приходящим мне время от времени
по почте рекламным буклетам и приглашениям от организаторов «Жизерки», адрес в
базе правильный. На мой первый запрос по e-mail «вышлите
фото!» из оргкомитета пришёл ответ, что, мол, скоро всем всё вышлем, а
повторный запрос остался без ответа…